Архив rb.ru

Ревизия "багажа"

Архив rb.ru
Ирина

Ирина

Роли, которые мы играем на работе

Ревизия "багажа"
Присоединиться

  Говорят, Генри Форд однажды посетовал, что все, что ему нужно от работника, - это пара рук, но, к сожалению, дело приходится иметь с личностью. Форда можно понять, - каждый из нас приходит в офис со всем набором не только профессиональных качеств, но и слабостей, комплексов и настроений. По мнению бизнес-психологов, понимать, с каким «багажом» человек приходит на работу, полезно и ему саму, и работодателю. Сотруднику это поможет скорректировать слабые стороны и максимально использовать сильные, устранив часть препятствий на карьерном пути, а работодателю - создать комфортную атмосферу, снизить уровень стресса и повысить эффективность.

Семейные корни

Согласно одной из психологических концепций, люди склонны воссоздавать на работе взаимоотношения в семье. Понимающие или авторитарные «отцы» и «матери», то бишь начальники, соперничающие за их внимание «братья и сестры», они же коллеги, склонные командовать первенцы, всех примиряющие средние дети и избалованные младшенькие - все это в полной мере присутствует в офисе. И это закономерно, считают ученые, поскольку первая «организация», с которой сталкиваются люди, - это семья, с родителями в роли первых начальников и братьями-сестрами в качестве первых коллег.

Как пишет Бен Даттнер, коуч, бизнес-психолог и преподаватель организационной психологии в Университете Нью-Йорка, поскольку опыт детских лет явно влияет на поведение человека не только в личной, но и в профессиональной жизни, понимание, откуда «растут ноги» определенных моделей поведения, может помочь избежать многих проблем в отношениях с начальством и коллегами.

В качестве примера Даттнер приводит одного из своих клиентов - великолепный специалист, он столкнулся с трудностями в управлении командой. В частности, непосредственных подчиненных возмущала его манера кратко, а порой и грубо отвечать на их вопросы. Справиться с проблемой помогло обращение к прошлому, оказалось, что он подсознательно ассоциировал подчиненных с братьями, «достававших» его требованиями сделать за них домашнее задание. Понимание не сделало этого человека отличным менеджером, говорит Даттнер, но он стал терпимее относиться к своим сотрудникам, что не могло не сказаться на атмосфере в коллективе, а в итоге - на результатах работы.

Еще один пример. Руководитель небольшой компании однажды обратил внимание, что при известии о его отъезде в командировку в офисе раздается вздох облегчения. Он попытался проанализировать ситуацию и понял, что был для своих сотрудников постоянным источником стресса - для него никто не был достаточно хорош. «В детстве меня крайне редко хвалили, - говорит он. - И я подсознательно сделал это частью собственного стиля управления».

«В чем бы ни состояли ваши проблемы в отношениях на работе, помните, что именно ваш детский опыт служит своеобразной призмой, через которую вы оцениваете ситуацию в настоящем», - говорит Даттнер.

Понимание роли

Избежать проблем, связанных со взаимоотношениями, может помочь и осознание роли, которую человек играет в команде. Так, бизнес-психолог Хани Лангкастер-Джеймс, по результатам одного из исследований, проведенного по заказу компании T-Mobail осенью 2008 года, выделила восемь типов ролевых моделей. Среди них есть и Наседка, и Шутник, и Реалист, и Новатор (подробнее читайте в доп. материале).

У каждого типа - свои сильные и слабые стороны. Подобные типологии создаются с весьма прагматичной целью - они помогают создать эффективную и эмоционально комфортную команду. Самим же «типажам», хотя, понятно, что в чистом виде они встречаются нечасто, - понять и осознанно использовать свои сильные стороны, избегая отмеченных исследователями опасностей. Так, Реалист, например, прагматичен, последователен, называет вещи своими именами и способен удержать команду от увлечения идеей без предварительного изучения возможных рисков. Человек, безусловно, в команде полезный, но рискует прослыть записным пессимистом и источником негатива. В противоположность ему Новатор одарен богатым воображением, способен генерировать идеи, но не любит заниматься проработкой скучных деталей. В глазах коллег постоянно увлекающийся новыми идеями Новатор рискует прослыть ненадежным.

Некоторые роли особенно важны в кризис, подчеркивают исследователи. Так, Наседка, полная понимания, сочувствия и всегда готовая выслушать, может поднять дух всего коллектива.

Кризисное значение 

До психологических ли тонкостей, когда на дворе мировой экономический кризис? Как раз в кризис это особенно важно, считают психологи. Связанные с ним стресс и неопределенность лишь добавляют эмоциональной напряженности в рабочие будни. Ревизия же «багажа», с которым мы приходим каждый день на работу, понимание своей роли и уважение ролей коллег помогут не только повысить собственную «эмоциональную компетентность», но и создать команду, где каждый чувствует себя комфортно и работает, поддерживая и мотивируя коллег.

По материалам Businessweek  

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter