Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Ритейлерам могут запретить навязывать поставщикам бонусы и платежи

Архив rb.ru

Высший арбитражный суд может коренным образом изменить правила работы торговых сетей

Ритейлерам могут запретить навязывать поставщикам бонусы и платежи

  Высший арбитражный суд (ВАС) может коренным образом изменить правила работы крупных ритейлеров. В пользу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) может быть решено дело о взимании розничными сетями с поставщиков платежей за размещение товара на полке. Отмена платы за "входной билет" снизит цены на товары, считают в ФАС. Ритейлеры убеждают в обратном.  

ФАС вплотную занялась ценообразованием в торговых сетях. Не так давно в Петербурге ведомство уличило ряд торговых сетей в давлении на поставщиков и завышении цен на продукты - торговые наценки достигали 80% от общей стоимости товара. Аналогичная проверка прошли и в Татарии. По ее итогам 29 января антимонопольная служба признала ряд компаний нарушителями ч. 1 ст. 11 закона "О защите конкуренции".

Ведомство предписало казанскому ООО "Ак Барс Торг", краснодарскому ЗАО «"Тандер" - сеть магазинов "Магнит"», а также московским ЗАО ТД "Перекресток" и ООО "Фирма "Омега-97" - Патэрсон" исключить из договоров с поставщиками платежи и бонусы, без которых товар не может попасть на полки. Эти условия признаны "однотипными по содержанию", а действия ритейлеров - согласованными.

Условия для поставщиков

Дискриминационных условий ФАС выявила более сорока, пишет "Коммерсант", включая плату за вход в сеть (50-150 тыс. руб.), за ввод новой продукции, оплату маркетинговых услуг, значительную отсрочку платежей за реализуемый товар (до 45 дней), а также высокие штрафы за нарушения при поставке (например, нарушение сроков и недопоставка товара), предоставление скидок при проведении акций и промоакций (от 2 до 10% от цены товара).

Решение на $75 млрд 

Розничные продавцы с требованиями ФАС не согласились. "Ак Барс Торг" обжаловал решение ведомства, и в прошлом году арбитражные суды трех инстанций в Поволжском округе признали решение ведомства недействительным. Суды посчитали, что ФАС не доказала согласованность действий ритейлеров.

Неизвестно, чем эта тяжба закончилась бы до кризиса, но теперь продукты питания - стратегический для правительства вопрос. 24 февраля коллегия судей ВАС передала дело в президиум, рекомендовав пересмотреть его в пользу ФАС. Судьи сослались на постановление пленума ВАС от 30 июня 2008 г., в котором сказано, что о согласованности действий может свидетельствовать их единообразие и синхронность при отсутствии на то объективных причин.

Если президиум ВАС согласится с выводами коллегии, то ФАС сможет предъявить претензии ко многим ритейлерам, которые уже не смогут эффективно оспаривать их в судах, замечает "Коммерсант". В Х5 Retail Group (владелец сетей "Перекресток", "Пятерочка") говорят, что таких дел будет много: на розничные сети приходится 15% от $500 млрд совокупного объема розничного рынка в России.

Ритейлеры против ФАС

В  ФАС говорят, что  фундаментальной задачей ведомства сейчас является ограничение необоснованного давления на поставщиков. Сейчас торговая наценка формально составляет 15-20%, но за счет дополнительных платежей поставщиков увеличивается в три-четыре раза. Фактически навязываемые поставщикам дополнительные услуги, под которые маскируются платежи, и являются сутью бизнеса розничной торговли, говорят в ФАС. Поставщики включают дополнительные издержки в стоимость товара, что в итоге ведет к росту цен.

У ритейлеров свои аргументы. Отмена бонусов, уверяют они, повлечет не удешевление, а удорожание товаров. Просто вся нагрузка, необходимая для поддержания рентабельности торговых сетей, ляжет на покупателей. В Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет 30 крупнейших торговых сетей России) даже приводят цифры: в России прибыль компаний розничной торговли не превышает 2-2,5% в год, а по итогам 2008 года многие получили убытки.

Практику включения в наценку товара выплат, взимаемых с поставщиков, ритейлеры называют общемировой. И то, что условия "вхождения" в сеть у всех разные, розничные продавцы считают свидетельством как раз конкурентной борьбы. Поставщики замечают, что бонусы и входные платы приводят к увеличению доли импорта, поскольку российские производители не способны нести такие расходы.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter