Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Ритейлерам придется переписать договора с поставщиками

Архив rb.ru
Глеб

Автор РБ

Глеб

По новому закону "О торговле" сетям запрещено брать бонусы "за вход"

Ритейлерам придется переписать договора с поставщиками

  Сегодня президиум правительства рассмотрит обновленный законопроект "О торговле". Теперь это компромиссный вариант, соблюдающий баланс интересов ритейлеров и поставщиков: сетям запрещено брать бонусы "за вход", но им не будут ограничивать торговые наценки и устанавливать порог доминирования. Сегодняшние договора с поставщиками у многих российских ритейлеров не отвечают требованиям будущего закона.

Последняя версия законопроекта подготовлена с максимальным учетом замечаний всех сторон, утверждает заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов. Предыдущую версию документа, подготовленную Министерством промышленности и торговли, премьер-министр Владимир Путин в июне поручил доработать с учетом полезных инициатив из альтернативного законопроекта депутатов Госдумы от "Единой России". Их документ предлагал жестко регулировать деятельность сетей, тогда как вариант Минпромторга имел более лояльные требования к ритейлерам. 8 июля проект был согласован с дополнениями и замечаниями Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития. Первое чтение должно состояться в июле, в сентябре закон может быть принят, а в силу он вступит 1 января 2010 года.

Единственное вознаграждение - премия за объем

В доработанном варианте есть несколько принципиальных нововведений. Одним из самых важных, по мнению "Ведомостей" является появление статьи, прописывающей права и обязанности торговых компаний и поставщиков при заключении договоров поставки продовольственных товаров. В соответствии с ней единственное вознаграждение, которое сеть можно получить от поставщика, - это премия за приобретаемый объем товара. Ее размер подлежит согласованию при заключении договора. Включение в него других видов вознаграждения недопустимо. Впрочем, ритейлер может брать плату за рекламные, маркетинговые услуги, но договоры на их оказание должны заключаться отдельно. Сетям запрещается требовать от поставщиков эксклюзивных поставок, взимать плату "за вход" или изменение ассортимента и требовать сведения о договорах поставщика с другими торговыми компаниями.

Эксперты рынка поддерживают инициативу. По их словам, сейчас доходит до того, что даже несетевые торговые точки пытаются брать плату "за вход". Однако эксперты опасаются, что сети могут включить запрещенные поборы в плату за маркетинговые или рекламные услуги, а также придумать новый вид бонусов.

Несоответствие закону

Как отмечает газета "Коммерсантъ", требованиям будущего закона договоры крупнейших розничных операторов (ЗАО "Тандер" (сеть "Магнит"), ЗАО "Перекресток" и ООО"МГБ Метро Груп Баинг Рус"), не соответствуют. В частности, нарушением можно считать маркетинговые и бонусные скидки, предусмотренные в договорах Metro, указывают эксперты издания. Metro придется убрать из соглашений "проведение рекламных акций за плату при открытии торговых центров" и "размещение рекламы товаров в журналах и листовках сети" в отдельный договор об оказании услуг. Закон не запрещает оказание подобных услуг, но запрещает их навязывание. Metro же часто "навязывает" свои дорогостоящие логистические услуги: они могут обойтись поставщику в 20-25% от оборота, в то время как собственная логистика в разы дешевле, говорят эксперты.

В имеющемся у "Коммерсанта" договоре "Тандера" есть пункт, который обязывает поставщика уплачивать премию за "увеличение объема закупок на 0,01% в связи с реализацией товара во вновь открывшемся гипермаркете". Впрочем, эксперты рынка утверждают, что месяц-два назад "Магнит" убрал этот пункт договора.

Остальные нововведения

Другое новшество законопроекта - регулирование сроков оплаты поставок. Здесь подверглась коррекции отсрочка платежа за поставку алкогольной и табачной продукции  с нынешних 35 дней, до 75 дней. Эксперты "Ведомостей" негодуют, ведь сразу после отгрузки алкоголя компаниям начисляется акциз, который они должны уплатить в течение 30 дней, а если торговые сети будут рассчитываться за поставки через три месяца, у производителей и поставщиков алкоголя возникнет дефицит оборотных средств.

В плюс ритейлерам идет отказ от прямого регулирования цен на продукты и от установления предельных наценок. Ранее предлагалось устанавливать максимальные цены на 10-15 социально значимых продуктов и ограничить наценку до 15%.Также из законопроекта убрали идею установления порога, после преодоления которого, сеть признается доминирующей на рынке и согласует открытие новых магазинов с антимонопольным ведомством (в ранних вариантах предлагался порог от 5% рынка до 35%). Нет в документе и преференций для поставщиков отечественных товаров.

Тем не менее, ответы на основные вопросы последних пяти лет работы над законопроектом - регулирование цен и положение сетей на отдельных рынках, получены еще не полностью. Так, по мнению источника "Ведомостей"  в правительстве, при необходимости в законы могут быть внесены изменения, разрешающие ограничение цен на социально важные товары. Такая возможность прописана и в последнем варианте законопроекта "О торговле". ФАС, в свою очередь, будет прорабатывать вопрос антимонопольного регулирования сетей вне рамок этого законопроекта.

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Суд удовлетворил заявление Минпромторга о приостановлении прав X5 в ее российской структуре
  2. 2 Куда пойти, если вы хотите запустить бизнес в Латинской Америке
  3. 3 ФАС возбудила дело в отношении «Сбера» за нечитаемые сноски в рекламе банковского вклада
  4. 4 Главное, что нужно знать о маркировке рекламы