РЖД готовится "выбивать" деньги из государства

Расскажите друзьям
Андрей
Андрей

Монополия хочет 147 млрд рублей компенсации выпадающих доходов и почти полтриллиона на инвестиции

Сегодня РЖД расскажет правительству, что в 2012 году ей нужен рост тарифов на 23% или 147 млрд рублей компенсации выпадающих доходов. Однако пока что по плану правительства тарифы должны вырасти всего на 7,4%, из-за чего РЖД ожидает убытка в размере 11,5 млрд рублей, угрожая сокращением ремонта путей и увольнением 42 тыс. человек. В 2013 году ситуация усугубится и дефицит доходов превысит 176 млрд рублей. Кроме того, ОАО РЖД дополнительно просит 447 млрд рублей до 2015 года на инвестиции.

Сегодня пройдет заседание президиума правительства, в повестку которого внесен вопрос об утверждении финансового плана и инвестпрограммы ОАО "РЖД" на 2011-2013 годы, пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники в правительстве и монополии. В 2011 году ОАО "РЖД" ожидает доходы в размере 1238 млрд рублей (1414,2 млрд рублей с учетом "дочек") и прибыли в размере 2,7 млрд рублей (16,9 млрд рублей). Погрузка должна вырасти на 3,2%, грузооборот - на 6,1%. Инвестпрограмма составит 349,2 млрд рублей.

Опять мало

Однако в основном в документах обсуждается проблема бюджета и инвестпрограммы на 2012-2013 годы. И здесь монополия ставит государству довольно жесткий ультиматум. РЖД подчеркивает, что в 2009-2010 годах уровень тарифов сдерживался для поддержки экономики в кризис. Монополия при этом получала компенсацию выпадающих доходов из бюджета. Но в 2012-2013 годах компенсации не предусмотрены, а тарифы должны вырасти по предварительно утвержденному правительством плану всего на 7,4% и 6,4% соответственно (в 2011 году - на 8%).

Монополия считает необходимым увеличить тарифы в 2012 году на 23%, а в 2013-м - на 7,5%. В таком случае прибыль РЖД (с учетом "дочек") составит 108,2 млрд и 133,6 млрд рублей соответственно. В случае сохранения нынешних темпов роста ОАО РЖД оценивает недополученные доходы в 146,8 млрд рублей для 2012 года и 176,4 млрд рублей для 2013 года.

И все равно в "минусе"

Даже с учетом предлагаемых увеличений тарифов холдинг в целом получит убытки в размере 11,5 млрд и 13,7 млрд рублей, а головная компания (из которой с 2011 года почти полностью выведены пассажирские перевозки и оперирование вагонами) - 31,5 млрд и 35,8 млрд рублей. РЖД предлагает правительству либо согласиться на резкий рост тарифов, либо компенсировать выпадающие доходы из бюджета.

В противном случае, утверждают в монополии, ей придется снижать расходы и инвестпрограмму с существенным ущербом для работы. В частности, только в 2012 году РЖД сократит ремонт путей на 3 тыс. км, уволит 42 тыс. (5%) сотрудников, снизит закупки локомотивов на 30%. Это "приведет к риску снижения безопасности" и усугубит инфраструктурные ограничения. По данным монополии, уже в 2009 году она не смогла перевезти 46,8 млн тонн грузов (4,2% от общего объема погрузки по сети железных дорог). В январе-октябре к погрузке не принято 69,3 млн тонн (6,5%), что обернулось потерей 50 млрд рублей доходов.

Без доплаты не выжить

Но даже принятие экономически обоснованного уровня тарифов и сохранение плановой инвестпрограммы ОАО РЖД "не позволяет остановить старение основных фондов и обеспечить требуемое экономикой развитие железнодорожной инфраструктуры". Сама монополия выделяет в инвестпрограмме проекты "обновления" и "развития" и требует дополнительных денег на развитие от государства - 447 млрд рублей до 2015 года.

Эти деньги должны быть направлены в уставный капитал РЖД, или монополия к 2015 году не сможет вывозить порядка 100 млн тонн грузов в год. Основными узкими местами будут подходы к портам северо-запада и юга России, железнодорожные линии к Западно-Сибирскому нефтегазовому комплексу, выход из Кузнецкого бассейна, БАМ, Транссиб и порты Дальнего Востока, а также московский транспортный узел.

Все вернется через 10 лет

В документах подчеркивается, что государство вернет свои вложения через положительный эффект от развития железных дорог в других отраслях экономики за счет "налогов и сборов". По расчетам РЖД, дополнительный приток денег в "бюджетную систему" составит к 2021 году более 500 млрд рублей.

Источник "Коммерсанта" в Минэкономики уточняет, что сегодня все-таки основным вопросом будет подведение итогов 2010 года и утверждение параметров бюджета 2011 года, а дискуссия вокруг 2012-2013 годов "только начнется". По его словам, скорее всего, будут заслушаны предложения, предметно же к этому вопросу правительство вернется летом 2011 года. Однако он называет рост тарифов на 23% "нонсенсом", полагая, что причиной появления этой цифры стало несовершенство методики расчета.

Эксперт издания считает, что вероятность роста тарифов в 2012 году на 23% "близка к нулю". По его мнению, значимость железных дорог слишком велика для экономики, поэтому, скорее всего, будет найден компромисс. Текущее предложение РЖД - лишь переговорная позиция. Другой эксперт полагает, что грузоотправители могли бы "пережить" резкий рост тарифов, но тогда монополии надо готовиться к потере части грузов в пользу автотранспорта.

Если же государство сохранит низкие тарифы, но выплатит монополии компенсации и даст ей дополнительные инвестиции, это приведет к росту расходов бюджета в 2012 году на 259,7 млрд рублей (на 2,7%), в 2013 году - на 235 млрд рублей (на 2,3%), при том что дефицит бюджета и так должен превысить 1,7 трлн рублей в год. Но эксперты полагают, что у РЖД есть хорошие шансы получить деньги на развитие инфраструктуры. На эти цели могут пойти доходы от возможной продажи части акций монополии после 2013 года.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase