Компания нарушила закон «О защите конкуренции»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, РЖД нарушила законодательство: в 2011 году компания отказывалась предоставлять партнерам услуги по отправке грузов на основании государственных тарифов. Стоимость перевозок для некоторых выросла на 30% и более. При этом стоимость услуг для крупных грузоотправителей сократилась на треть - с 90% до 60%, для малого и среднего бизнеса на половину - с 75% до 35%.
На значительный рост совокупных транспортных затрат и другие нарушения указали ФАС различные компании, отраслевые объединения грузоотправителей, органы исполнительной и законодательной власти.
Напомним, в конце октября в СМИ даже называли предварительную сумму, которую РЖД придется заплатить за такую политику - от 10 до 150 млрд рублей. Она была рассчитана, исходя из доходов РЖД от грузовых перевозок и процента штрафа, который могла наложить ФАС (1-15% от годовых доходов). Если брать во внимание этот прогноз, получается, РЖД еще повезло.
Со своей стороны, в компании не согласны с претензиями. И готовы вести разбирательство в суде. О чём говорят и в пресс-релизе самой компании: "ОАО "РЖД" уверено, что привлечение к ответственности правительственным органом, каковым является ФАС, государственной компании за исполнение государственных же требований по отраслевому реформированию перевозок грузов является бесспорно необоснованным и неправомерным".
Интересно, что руководитель ФАС Игорь Артемьев отметил, что в прошлом году служба проиграла РЖД в суде все аналогичные споры, тогда как у других компаний обычно выигрывает около 85% судебных тяжб.
"РЖД" нарушает не в первый раз
Для РЖД это не первый штраф такого солидного размера. Оказывается, в 2009 году белгородское управление ФАС пыталось оштрафовать ОАО "РЖД" на сумму порядка 2,5 млрд рублей - за отказ от соглашения по поставкам мела. Тогда суд принял сторону РЖД.
Вдобавок, нарушившей закон "О защите конкуренции" РЖД признали ростовские антимонопольщики в июле 2010 года. В ФАС отметили, что железнодорожный монополист оформлял страховые полисы с продажей билетов без согласия покупателей. Кассиры просто включали их стоимость в цену железнодорожных билетов.
"Бедные" еще обеднеют
На фоне всех этих судебных тяжб вспоминается, как часто РЖД жалуется на бедность: на убытки за пригородные перевозки, ущерб от безбилетного проезда, недостаточную сумму штрафа в сравнении с Европой, плачевное состояние вагонного парка. И, конечно же, формулировка господина Якунина в августе этого года во время обсуждения бюджета компании на следующие годы: "Бюджет выживания, и не развития". Получается, тарифы растут, а жизнь РЖД, увы, лучше не становится.
С вопросом, может ли двухмиллиардный штраф, если РЖД все же придется его заплатить, ударить по кошелькам обычных пассажиров, RB.ru обратился к ведущему эксперту "Финам Менеджмент" Дмитрию Баранову. Он успокаивает: никоим образом. "Во-первых, потому что перекрестного субсидирования в РЖД нет уже несколько лет. Во-вторых, не факт, что компания будет выплачивать этот штраф, так как судебные разбирательства еще продолжаются, а значит, решения ФАС могут быть отменены".
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
20 апреля 2024
21 апреля 2024
21 апреля 2024