РЖД снова поднимают цены на проезд в электричках, чтобы покрыть убытки

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Стоимость проезда вырастет в 1,5 раза, штрафы – в 30 раз

РЖД сегодня выступили с непопулярными инициативами: монополия попытается в очередной раз поднять тарифы на проезд в электричках в полтора раза, а также выступает за увеличение штрафов для "зайцев" до 60-80 евро, то есть в 30 раз. Пригородные перевозки убыточны, жалуются РЖД. В первом полугодии монополия смогла выехать из убытков только благодаря росту объема грузовых перевозок. Тарифами и штрафами финансовые проблемы монополии не решить, уверены эксперты.

РЖД планируют с 2011 года увеличить стоимость проезда в электричках в московском регионе в полтора раза и серьезно повысить штраф за безбилетный проезд. В Москве и Московской области тариф на проезд в пригородных поездах сейчас составляет 16,5 рублей за зону. В следующем году он может составить около 25 рублей, заявил начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых.

Денег нет

Инициативу о повышении тарифов РЖД объясняют огромными убытками от пригородных перевозок. В нынешнем году они ожидаются на уровне 34 млрд рублей, в 2011 году доходы составят 40 млрд рублей, а расходы - 80 млрд рублей, сообщил Верховых. Ранее РЖД и правительство согласовали компенсацию выпадающих доходов от тарифного регулирования на будущий год в размере 75 млрд рублей, в том числе 25 млрд рублей пойдут на покрытие "пригородных убытков" в виде трансферта регионам.

Штрафы в 30 раз выше

Также железнодорожный перевозчик предложил увеличить штрафы для "зайцев" - безбилетный проезд наносит компании "существенный ущерб". Сейчас штраф составляет 100 рублей. "Низкий размер штрафа, поступающий в бюджет, делает его символическим платежом", - заметил Верховых и предложил довести сумму штрафа до европейских стандартов - 60-80 евро, то есть примерно до 3100 рублей.

Ранее ответственным за взимание выплат был назначен Ространснадзор, однако сейчас контроль за штрафами отсутствует. По мнению Верховых, за взимание штрафов должен отвечать перевозчик. По данным РИА Новости, РЖД уже отправили запрос в Минтранс с просьбой увеличить штрафы, но министерство инициативу не поддержало, заявив, что это "не дело государства, а взаимоотношения перевозчика и пассажира". Таким образом, как отметил Верховых, сроки начала действия новых штрафов пока назвать невозможно.

Откуда убытки

Убыточность РЖД на пригородных маршрутах складывается из-за того, что тарифы утверждаются Федеральной службой по тарифам ниже их себестоимости по причине социальной значимости перевозок, говорит RB.ru Ирина Воробьева, эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации" / Morison International. По словам собеседницы RB.ru, частично эти убытки покрывают субсидии из госбюджета, частично они компенсируются доходами от грузоперевозок. "Расширение практики частного инвестирования в отрасль, возможно, покрыло бы убытки компании на данном направлении", - предполагает эксперт.

В сентябре 2010 года правительство России должно решить, какие именно активы оно в 2011-2013 годах будет продавать, чтобы в итоге получить не менее 1 трлн рублей дохода. Сейчас в списке того, что собираются продавать, есть и 24,9% "Российских железных дорог".

Повышение тарифов и штрафов в разы не может решить проблему убыточности пригородных перевозок, считает Ирина Воробьева. По ее словам, нужно учитывать, что  европейская система штрафов основана на уровне доходов населения, непродолжительном сроке амортизации подвижного состава, его хорошем состоянии и высококачественном сервисе. Бороться с практикой безбилетного проезда нужно через усовершенствование системы контроля на станциях следования, повсеместную установку автоматизированных турникетов, считает эксперт.

Штрафовать "зайцев" на 60 евро РЖД решили от безысходности, рассказал в эфире "Русской службы новостей" председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. По его мнению, решение увеличить штрафы справедливое, но не совсем обоснованное с правовой точки зрения. В то же время депутат отметил, что сегодня уровень сервиса, комфорта и безопасности в пригородных поездах  существенно уступает европейскому. Однако "граждане, которые подводят под обоснование безбилетного проезда отсутствие нормального комфорта, просто обнаглели -  и не платят, и нарушают общественный порядок", заметил Шишкарев. По его словам, "получается замкнутый круг: денег не хватает, потому что поезда плохие. Начинаем требовать плату побольше -  говорят, что сервиса нет".

Деньги все же есть

Между тем, в первом полугодии РЖД, судя по финансовой отчетности, оправились от кризиса. Чистая прибыль монополии по РСБУ в январе-июне составила 58,49 млрд рублей против убытка в 13,7 млрд рублей в первой половине 2009 года, сообщила пресс-служба монополии. Финансовые итоги объяснены "оживлением экономики" и ростом объемов грузоперевозок. Объем бюджетных субсидий, компенсирующих госрегулирование тарифов за этот период, составил 11,8 млрд рублей, а еще 19,28 млрд рублей прибыли компания получила от переоценки имущества при создании Федеральной пассажирской компании. Таким образом, без учета госпомощи и так называемой бумажной прибыли РЖД смогли заработать за отчетный период 27,4 млрд рублей.

Печальный опыт

Напомним, в январе нынешнего года РЖД уже пытались резко и существенно повысить стоимость проезда в электричках в московском регионе. Но тогда монополии это удалось лишь частично.  Изначально стоимость поездки в электричке в Подмосковье на одну зону выросла на 17,8% - до 16,5 рубля, а поездки на электричке по Москве - на 18% - до 26 рублей. При этом изменилась система оплаты проезда при пересечении границы между Москвой и областью: тарифы суммировались, что привело к минимальной стоимости билета в 42,5 рубля для пассажиров, даже если они проезжали всего одну остановку. Из-за изменения тарификации стоимость абонементов между некоторыми станциями, близкими к границе Москвы и области, возросла в 3-5 раз. Если в декабре 2009 года стоимость абонемента на 30 дней для проезда от станции Перловская до станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги составляла 350 рублей, то с 1 января 2010 года она выросла до 1865 рублей, подсчитало общество защиты прав потребителей "Общественный контроль". Это вызвало широкий общественный резонанс, и РЖД было вынуждено частично отказаться от повышения, то есть отменить плату за пересечение границ регионов. В результате тарифы на проезд в нынешнем году, по оценкам московских властей, выросли на 18,2% в Москве и на 17,9% в области.

О реформе РЖД

Реформа РЖД изначально проводилась таким образом, что единственным выигравшим стал менеджмент компании: административные расходы многократно возросли, однако все прочие цели - создание конкуренции на рынке перевозок или повышение объемов перевозок - так и не были достигнуты, рассказывает RB.ru Дмитрий Адамидов, соруководитель аналитического отдела "Инвесткафе". При этом в результате реформы была провозглашена стратегической целью "ликвидация перекрестного субсидирования пассажирских и грузовых перевозок, очередной этап которой мы сегодня и наблюдаем, продолжает эксперт.

Адамидов напоминает, что в 2009 году РЖД сумели сократить своих расходы на 202 млрд рублей в рамках антикризисной программы. "То есть расходы ОАО "РЖД", которые компания сама добровольно признала избыточными, примерно в 4 раза превышают её убытки от пассажирских перевозок и в 20 раз - чистую прибыль за прошлый год", - указывает собеседник RB.ru.

По мнению Адамидова, новый рост тарифов может легко спровоцировать социальную напряженность, как это было в начале нынешнего года. "Если наша власть беспокоится о собственном рейтинге и вообще о гражданском мире, то ей, безусловно, надо озаботиться проблемами железнодорожного транспорта, потому что одно повышение тарифов на пригородные поезда дает больше негатива, чем все марши несогласных вместе взятые за 5 лет вперед", - резюмирует собеседник RB.ru
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Игорь Андреев 16:17, 25.08.2010
    0
    можно подумать, что сапсан не убыточен, еще как! Просто на электричках ездит народ, а на сапсане всякое... А на самолетах дешевле и дороги не нужны, а еще на жидком метане можно летать (ту156), это уж совсем дешево и чисто по выхлопам.
  • Татьяна Родионова 04:08, 26.08.2010
    0
    Говорить о РЖД,о её затратах,так кто из нас знает,истину куда деваются деньги от продажи билетов,которые чуть ежемесячно повышаюся в цене. Зато бонусы,как бы от высокой рентабельности РЖД,постоянно выплачиваются акционерам.Выписывают для своих "праздников" для своей элиты,зарубежных эктрадных звёд,тратя на это миллионы долларов,на гононар "звезде".Вообще не экономят, а тут прибедняются.Решили штрафами пассажиров запугать. Что пугать? Если нет денег,а ехать надо,всё равно будут зайцы.Ну высадишь его,а он подождёт и сядет на другую электричку.Тут не штрафы повышать,лучше увеличивать штат транспортной милиции,что бы в самих вагонах,не происходили криминальные насилия,над пассажирами.Сейчас,не то,что ночью,а утром и днем опастно ездить,что бы тебя не ограбили или не выкинули,на остановке,хулиганы.
  • Роман Кузин 05:08, 26.08.2010
    0
    Если эти товарищи настаивают на том, что они коммерческий коллектив, то не стоит им говорить им о государственной защите их интересов в виде допустим собираемости поборов за проезд... Во всех нормальных странах коммерческое использование жд дорог и влечет за собой контроль со стороны владельца этих дорог. Не надо частное путать с государственным, и не должен полицейский или ещё кто защищать конкретного гражданина Пупкина оттого, что он получив кусок пирога, теперь как бы справедливо возмущается по поводу того, что его грабят.... Оттдай, что тебе так беспардонно навязали, и живи на свою пенсию... Хочешь катать - катай - не хочешь - не катай - истинная демократия и заключается в том, хочет ли человек платить за твой ср_аный сервис... Вообще этих товарищей неплохо было бы национализировать, как это было сделано во многих странах, на которые они так любят ссылаться, когда навязывают нагло очередные повышения своих тарифов на свои животрепещущие нужды так сказать.... Меня вот лично недостаточные поступления на покупку лаймов к Теккиле ну никак не волнубт, у меня своих семеро по лавкам...
  • Алена Кулагина 05:56, 26.08.2010
    0
    Прежде чем повышать тарифы на проезд, попытались бы навести порядок в этих же самых электричках, и разобрались со своими контролёрами, которые больше половины штрафов кладут себе в карман. Езжу на электричках довольно редко, всегда покупаю билеты, и вижу, что грязь, торговля пивом, перевозка бомжей продолжается до сих пор. Ничего не изменилось за последние лет двадцать. Желание платить больше за всё это совсем не возникает. А проходящие мимо контролеры, радостно собирают со всех безбилетников по 50 рублей и идут дальше. За следование маршрута проходит рейд раза два - значит очень выгодный для них это. А про поезда дальнего следования и говорить нечего. Какие то полутрезвые проводницы, грязь в вагонах, ужасная антисанитария. Зато постоянно повышаются тарифы за проезд.
  • Юлия Казаченко 06:36, 26.08.2010
    0
    Какой то умник предложил "довести сумму штрафа до европейских стандартов - 60-80 евро". А условия проезда в электричках до европейских стандартов слабо предложить. За что люди должны платить? За вечную давку в час пик, за духоту, за грязь, за идиотское расписание??? Сначала надо людям достойные условия создать, а только потом только предлагать повысить тариф. А нас как всегда но ровном месте "бабла срубить" захотели.
  • Галина Ушакова 07:38, 26.08.2010
    0
    Во-первых, неправда, что перевозки РЖД в пригородном сообщении убыточны. На сайте ОАО "Центрльная пригородная пассажирская компания", которая реализует билеты на эл-ке в Московской области опубликован отчет за 2009 год. Так вот согласно данному отчету рентабельность в МО составила 5%, т.е. перевозки пассажиров в МО не были убыточными. Во-вторых, да, РЖД повысило тарифы на разовые билеты в 2010 году на 17,8% однако повышение цен на абонементы по ряду направлений повысилось на200-300%. Например,абонемент Подлипки-Мытищи на 10 дней в 2009 году стоил 93 руб (разовый билет 14 руб) в 2010 году стоит 275 руб. (разовый - 16,5) В-третьих, уже не первый год откровенные идиоты, работающие в ОАО "РЖД" рассчитывают тарифы на абонементы. Часто абонемент стоит дороже, чем покупка разовых билетов. Например, разовый билет Подлипки-Мытищи стоит 16,5 руб Абонемент на 5 дней 210 руб. Стоимость 5 билетов туда и обратно 165 руб. Таким образом, стоимость абонемента дороже стоимости разовых билетов. Еще один ляп РЖД, в рамках одной зоны стоимость разовых билетов одинаковая, стоимость абонементов разная – не понятно почему. И разница эта существенная Например, абонемент на 1 месяц Москва-Мытищи (3 зона) стоит 825 руб. (разовый 49,50) Москва-Подлипки (3 зона) стоит 1650 руб (разовый 49,50) Вопрос почему??? (риторический) В-четвертых, из тарифной политики РЖД вообще следует, что обществу не нужны «длинные» деньги. Стоимость абонемента на 12 месяцев равна стоимости абонемента на 1 мес. Х12. То же самое и с проездными на 2,3 и т.д кол-во месяцев. К слову при покупке проездного на моск. Метро пассажир экономит 79% (цена проездного на 1 мес.1480 руб., на 365 дней – 9920 руб.) Пассажир ОАО РЖД не экономит НИЧЕГО. Та же ситуация с Мосгортрансом. Там тоже выгодно покупать проездной на год. Но только в отличии от ОАО «РЖД» данные организации не жалуются на убыточность перевозок. К слову РЖД осуществляет перевозки грузовые и дальнего следования, которые тоже не дешевые.
  • Светлана Чернова 08:03, 26.08.2010
    0
    А РЖД не в курсе, что 70-80% регулярно ездящих на электричках граждан покупают билет до ближайшей станции, только чтобы пройти через турникет, а потом отстегивают проходящим контролерам по 30-40-50 рулей в зависимости от направления и продолжительности поездки? А РЖД гадает: куда же деньги деваются? С нашим народом обычные методы не проходят... Но если бы общий уровень жизни в стране был выше, то это и в голову бы никому не пришло, как не приходит никому в Европе.
  • Ирина Романова 09:01, 26.08.2010
    0
    Езжу практически ежедневно на "Спутниках" Москва-Железнодорожный. По примерным оценкам от 20 до 40% -безбилетники. При этом проезд уже сегодня недешевый: 90 рублей за 23 минуты поездки от Железнодорожного до Курского. Сезонка на месяц- более 3000. И получается, что те ,кто оплачивает проезд, платят и за себя, и за того парня. Зачастую сами РЖД виновны в этом: например, сделав электричку 8-00 (самое популярное время) проходящей из Ногинска (а не прямой из Железнодорожного, как раньше), они ее пустили на "обычный" путь. Таким образом, теперь она идет битком, и в ней количество безбилетников доходит до 50%, а то и более. На самом деле беспорядка очень много. Более всего удивляет-неужели раз и навсегда невозможно решить проблему с безбилетниками, в первую очередь в части пресечения взяток охранникам на турникетах. Ведь до 50% пассажиров на обычных пригородных поездах проходят, сунув им по 10 рублей, и это практически у всех на виду. Не представляю такого в Европе.
  • Владислав Бердичевский 11:20, 26.08.2010
    0
    По-моему, проблемы монополии решаются просто - ликвидацией самой монополии. Повышать плату за проезд в тех скотовозках, которые называются "пригородными электропоездами" нужно не иметь совести в принципе, что РЖД и демонстрирует. И прежде чем кивать на Европу, дайте нам такие же поезда как там - бесшумные, комфортабельные, с туалетами и кондиционерами.
  • Александр Кравченко 07:47, 27.08.2010
    0
    Правительство в очередной раз демонстрирует свой непрофессионализм. Постоянное повышение цен на билеты на электрички уже отсекло массу народа от общения с природой, особенно у кого есть маленькие дети. Ссылка РЖД на европейский опыт - насмешка над народом. Зарплата трудящихся, не говоря уже о пенсионном обеспечении в странах Запада, не идет ни в какое сравнение с тем, что имеет место в РФ. Надо довести уровень жизни населения до хотя бы прожиточного уровня, решить проблему с беспризорниками и бомжами, наладить медицинское обслуживание пенсионеров и малоимущих, ликвидировать коммуналки, помочь малому и среднему бизнесу и т.п., а не транжирить деньги на утопические проекты вроде зимней Олимпиады в Сочи или проведения чемпионата мира по футболу в РФ, на проведение "дня города" и других таких же для галочки мероприятий. Коррупция, взяточничество, мздоимство, кумовство и блат, постоянные реформы и реорганизации, не продуманные до конца, видимость работы, нежелание слышать возражения в свой адрес от оппозиции, нежелание признавать допущенные ошибки и т.д и т.п. стали притчей во языцах в СМИ, а воз поныне там, а Васька слушает и ест. Если власть по-прежнему будет глуха к тому, что говорит и думает народ, нас всех ждут тяжелые времена.
  • Сергей Камышников 21:00, 27.08.2010
    0
    Долгое время ездил в поезде Балашиха - Москва. Хорошо народа нет почти, - короткая ветка. Сложилось впечатление, что на московской дороге рулит серый нал. проще заплатить вместо штрафа - "услуги сервиса" раз в месяц котролеру в поезде или на выходе сунуть раза с три дешевле конролеру (в турникете). Учитесь, и не переплачивайте. На других ветках роверки чаще, но в целом дешевле было, через штраф 100 руб, чем по кассе. Но все это делают с московской властью заоодно, чтобы снимали квартиры не в подмосковье, а переплачивали в москве больше. И пока Москва резиновая, то и пассов стричь можно долго, ибо поезда битком. По-моему, это еще не предел повышения, пока люди битком едут будут брать, потом по времени еще сделают градацию, чтоб в часы пик брать в два раза больше. Как в маршрутках, после 21-00, стоимость проезда повышается в два раза. Тоже самое и на РЖД будет. Государство не обеднеет, раз позволяет придуркам и цинкам у власти находиться.
  • Сергей Камышников 21:09, 27.08.2010
    0
    Я когда делал межгородской перевоз груза москва - волгоград. Хотел было перевезти по РЖД, через грузовые перевозки (на вокзалах есть услуга). Вроде не дорого, но павила: все мешки нужно крпко обвязать липкой лентой (смостоятельно). Как раз солидный мен вязал охапки с клтчатой сумкой. А сотрудники в это время семечки лузгали, что-то мне расхотелось сразу перевозить. За 7 тыс. нашел газель (от дома до дома, через сборные грузоперевозки межгород) и все свои вещи перевез успешно и недорого. У гос монополии везде есть сервис "свой" - "чужой", "лох" - "клиент", потому и работать с ними трудно. Если есть замена - нужно обязательно менять.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase