Архив rb.ru

РЖД снова поднимают цены на проезд в электричках, чтобы покрыть убытки

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Стоимость проезда вырастет в 1,5 раза, штрафы – в 30 раз

РЖД снова поднимают цены на проезд в электричках, чтобы покрыть убытки
Присоединиться
РЖД сегодня выступили с непопулярными инициативами: монополия попытается в очередной раз поднять тарифы на проезд в электричках в полтора раза, а также выступает за увеличение штрафов для "зайцев" до 60-80 евро, то есть в 30 раз. Пригородные перевозки убыточны, жалуются РЖД. В первом полугодии монополия смогла выехать из убытков только благодаря росту объема грузовых перевозок. Тарифами и штрафами финансовые проблемы монополии не решить, уверены эксперты.

РЖД планируют с 2011 года увеличить стоимость проезда в электричках в московском регионе в полтора раза и серьезно повысить штраф за безбилетный проезд. В Москве и Московской области тариф на проезд в пригородных поездах сейчас составляет 16,5 рублей за зону. В следующем году он может составить около 25 рублей, заявил начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых.

Денег нет

Инициативу о повышении тарифов РЖД объясняют огромными убытками от пригородных перевозок. В нынешнем году они ожидаются на уровне 34 млрд рублей, в 2011 году доходы составят 40 млрд рублей, а расходы - 80 млрд рублей, сообщил Верховых. Ранее РЖД и правительство согласовали компенсацию выпадающих доходов от тарифного регулирования на будущий год в размере 75 млрд рублей, в том числе 25 млрд рублей пойдут на покрытие "пригородных убытков" в виде трансферта регионам.

Штрафы в 30 раз выше

Также железнодорожный перевозчик предложил увеличить штрафы для "зайцев" - безбилетный проезд наносит компании "существенный ущерб". Сейчас штраф составляет 100 рублей. "Низкий размер штрафа, поступающий в бюджет, делает его символическим платежом", - заметил Верховых и предложил довести сумму штрафа до европейских стандартов - 60-80 евро, то есть примерно до 3100 рублей.

Ранее ответственным за взимание выплат был назначен Ространснадзор, однако сейчас контроль за штрафами отсутствует. По мнению Верховых, за взимание штрафов должен отвечать перевозчик. По данным РИА Новости, РЖД уже отправили запрос в Минтранс с просьбой увеличить штрафы, но министерство инициативу не поддержало, заявив, что это "не дело государства, а взаимоотношения перевозчика и пассажира". Таким образом, как отметил Верховых, сроки начала действия новых штрафов пока назвать невозможно.

Откуда убытки

Убыточность РЖД на пригородных маршрутах складывается из-за того, что тарифы утверждаются Федеральной службой по тарифам ниже их себестоимости по причине социальной значимости перевозок, говорит RB.ru Ирина Воробьева, эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации" / Morison International. По словам собеседницы RB.ru, частично эти убытки покрывают субсидии из госбюджета, частично они компенсируются доходами от грузоперевозок. "Расширение практики частного инвестирования в отрасль, возможно, покрыло бы убытки компании на данном направлении", - предполагает эксперт.

В сентябре 2010 года правительство России должно решить, какие именно активы оно в 2011-2013 годах будет продавать, чтобы в итоге получить не менее 1 трлн рублей дохода. Сейчас в списке того, что собираются продавать, есть и 24,9% "Российских железных дорог".

Повышение тарифов и штрафов в разы не может решить проблему убыточности пригородных перевозок, считает Ирина Воробьева. По ее словам, нужно учитывать, что  европейская система штрафов основана на уровне доходов населения, непродолжительном сроке амортизации подвижного состава, его хорошем состоянии и высококачественном сервисе. Бороться с практикой безбилетного проезда нужно через усовершенствование системы контроля на станциях следования, повсеместную установку автоматизированных турникетов, считает эксперт.

Штрафовать "зайцев" на 60 евро РЖД решили от безысходности, рассказал в эфире "Русской службы новостей" председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. По его мнению, решение увеличить штрафы справедливое, но не совсем обоснованное с правовой точки зрения. В то же время депутат отметил, что сегодня уровень сервиса, комфорта и безопасности в пригородных поездах  существенно уступает европейскому. Однако "граждане, которые подводят под обоснование безбилетного проезда отсутствие нормального комфорта, просто обнаглели -  и не платят, и нарушают общественный порядок", заметил Шишкарев. По его словам, "получается замкнутый круг: денег не хватает, потому что поезда плохие. Начинаем требовать плату побольше -  говорят, что сервиса нет".

Деньги все же есть

Между тем, в первом полугодии РЖД, судя по финансовой отчетности, оправились от кризиса. Чистая прибыль монополии по РСБУ в январе-июне составила 58,49 млрд рублей против убытка в 13,7 млрд рублей в первой половине 2009 года, сообщила пресс-служба монополии. Финансовые итоги объяснены "оживлением экономики" и ростом объемов грузоперевозок. Объем бюджетных субсидий, компенсирующих госрегулирование тарифов за этот период, составил 11,8 млрд рублей, а еще 19,28 млрд рублей прибыли компания получила от переоценки имущества при создании Федеральной пассажирской компании. Таким образом, без учета госпомощи и так называемой бумажной прибыли РЖД смогли заработать за отчетный период 27,4 млрд рублей.

Печальный опыт

Напомним, в январе нынешнего года РЖД уже пытались резко и существенно повысить стоимость проезда в электричках в московском регионе. Но тогда монополии это удалось лишь частично.  Изначально стоимость поездки в электричке в Подмосковье на одну зону выросла на 17,8% - до 16,5 рубля, а поездки на электричке по Москве - на 18% - до 26 рублей. При этом изменилась система оплаты проезда при пересечении границы между Москвой и областью: тарифы суммировались, что привело к минимальной стоимости билета в 42,5 рубля для пассажиров, даже если они проезжали всего одну остановку. Из-за изменения тарификации стоимость абонементов между некоторыми станциями, близкими к границе Москвы и области, возросла в 3-5 раз. Если в декабре 2009 года стоимость абонемента на 30 дней для проезда от станции Перловская до станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги составляла 350 рублей, то с 1 января 2010 года она выросла до 1865 рублей, подсчитало общество защиты прав потребителей "Общественный контроль". Это вызвало широкий общественный резонанс, и РЖД было вынуждено частично отказаться от повышения, то есть отменить плату за пересечение границ регионов. В результате тарифы на проезд в нынешнем году, по оценкам московских властей, выросли на 18,2% в Москве и на 17,9% в области.

О реформе РЖД

Реформа РЖД изначально проводилась таким образом, что единственным выигравшим стал менеджмент компании: административные расходы многократно возросли, однако все прочие цели - создание конкуренции на рынке перевозок или повышение объемов перевозок - так и не были достигнуты, рассказывает RB.ru Дмитрий Адамидов, соруководитель аналитического отдела "Инвесткафе". При этом в результате реформы была провозглашена стратегической целью "ликвидация перекрестного субсидирования пассажирских и грузовых перевозок, очередной этап которой мы сегодня и наблюдаем, продолжает эксперт.

Адамидов напоминает, что в 2009 году РЖД сумели сократить своих расходы на 202 млрд рублей в рамках антикризисной программы. "То есть расходы ОАО "РЖД", которые компания сама добровольно признала избыточными, примерно в 4 раза превышают её убытки от пассажирских перевозок и в 20 раз - чистую прибыль за прошлый год", - указывает собеседник RB.ru.

По мнению Адамидова, новый рост тарифов может легко спровоцировать социальную напряженность, как это было в начале нынешнего года. "Если наша власть беспокоится о собственном рейтинге и вообще о гражданском мире, то ей, безусловно, надо озаботиться проблемами железнодорожного транспорта, потому что одно повышение тарифов на пригородные поезда дает больше негатива, чем все марши несогласных вместе взятые за 5 лет вперед", - резюмирует собеседник RB.ru

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Открыт прием заявок в акселератор РЖД
  2. 2 Не только твердо стоять на ногах: кто отвечает за ESG в крупнейших российских компаниях