После подрыва "Невского экспресса" на поездах меньше ездить не станут
РЖД готовится к худшему: в руководстве компании считают, что подрыв "Невского экспресса" отпугнет немало пассажиров и приведет к снижению грузопотока. Но эксперты считают прогноз железнодорожников совершенно необоснованным.
Скоростной поезд № 166 "Невский экспресс" Москва - Санкт-Петербург потерпел крушение в понедельник 13 августа после того, как на пути следования состава сработало взрывное устройство. Пострадали 27 человек, госпитализированы 6 человек, из них у пятерых - травмы средней степени тяжести.
РЖД сгущает краски
Как сообщил "Ведомостям" топ-менеджер РЖД, в компании ожидают, что после теракта снизится количество пассажиров и уменьшится грузопоток. Ведь люди начнут бояться поездов, а для бизнесменов важна своевременная доставка грузов, объясняет собеседник издания.
Эксперты считают опасения РЖД совершенно беспочвенными. "При возникновении подобных происшествий, как свидетельствует мировой и российский опыт, ожидать видимого долгосрочного снижения объемов перевозок пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте не приходится", - говорит Владимир Савчук, руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий.
С ним согласен партнер консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. Он напоминает, что после терактов на самолетах в 2004 году, действительно, наблюдалось небольшое снижение пассажиропотока, но он быстро восстановился. По информации эксперта, на подрыв поезда Грозный-Москва в 2005 году пассажиры и вовсе не отреагировали.
Другой альтернативы нет
Николаев признает, что нынешний теракт отличается от многих предыдущих. Когда был подорван поезд Грозный-Москва, была очевидная связь события с регионом, где взрывы не редкость. В случае с "Невским экспрессом" такой связи нет. Но даже не смотря на это, Николаев считает, если отрицательный эффект от происшествия и будет, то очень кратковременный, после чего пассажиропоток восстановится. Он обращает внимание на то, что большинству россиян выбирать особо не приходится - во многих случаях альтернативы железнодорожному транспорту фактически нет.
У клиентов "Невского экспресса", который считается любимым поездом перебравшихся из Питера в Москву чиновников, выбор есть. Однако и они едва ли откажутся от поездок по железной дороге. "Надо учитывать психологию наших людей, они считают, что снаряд в одну воронку дважды не падает", - говорит Николаев.
Савчук из Института проблем естественных монополий допускает кратковременное незначительное снижение пассажиропотока по железной дороге на маршруте Москва - Санкт-Петербург, но только в "дорогих" купейных вагонах и вагонах СВ. "Учитывая, что в настоящее время стоимость железнодорожного билета в купе и СВ приближается к стоимости авиационного, ожидается, что на короткое время эти пассажиры предпочтут авиатранспорт", - считает Савчук.
Грузоперевозки не пострадают
По мнению экспертов, последний теракт никак не отразится и на грузоперевозках. "Учитывая перегруженность автомобильных дорог и неэффективность автотранспорта для перевозок больших партий грузов на значительные расстояния, железнодорожный транспорт сохранит свою долю 80% в грузообороте транспортного комплекса страны", - говорит Савчук. С ним согласен Николаев из ФБК: "То, что можно везти из Москвы в Петербург автомобилями, и так возится. Мы знаем, какой у нас поток фур на трассе [между двумя столицами]".
А раз все не так страшно, то закономерен вопрос: зачем РЖД пугает?
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
23 апреля 2024
23 апреля 2024