Робот впервые совершил научное открытие

Николай

Машина выдвинула и экспериментально подтвердила гипотезы, обнаружив ген, отвечающий за рост грибков

Робот впервые совершил научное открытие
В Великобритании лабораторный робот Адам смог самостоятельно идентифицировать в пивных дрожжах ген, отвечающий за их рост. Это знание позволит создать лекарство, эффективно подавляющее рост грибков, не нанося вреда человеку.

Успех Адама доказывает, что машины запрограммированные человеком на поиск решений, могут самостоятельно совершать научные открытия. Хотя качественные прорывы, которые отличают великие научные свершения, машинам пока не под силу, их холодный подход к наблюдениям поможет узнать много важного об окружающем нас мире.

Адам на дрожжах

Лабораторный робот Адам, работающий в Университете Абериствита, - это комплекс научных агрегатов, управляемых компьютером. С помощью заложенных в него алгоритмов Адам научился выдвигать гипотезы и проверять их экспериментальным путем.

Перед Адамом была поставлена задача - обнаружить в пивных дрожжах ген, который с помощью определенных энзимов запускает производство лизина, аминокислоты, необходимой для роста грибков. Ученые знали наверняка, что этот ген в дрожжах присутствует, однако точно идентифицировать его им не удавалось вот уже несколько десятилетий.

Чтобы сузить поле поиска, Адам имел доступ к базе данных по уже идентифицированным генам и прочей биологической информации. Обработав известные данные, Адам выдвинул 20 гипотез, касающихся 13 разных энзимов. Машина самостоятельно провела серию экспериментов: отобрала нужные культуры дрожжей, вырастила клетки и замерила темпы роста в разных колониях.

Адам за работой

Люди в работу Адама не вмешивались. Они только следили, чтобы не было технических поломок, добавляли химикаты и удаляли отработанный материал.

В результате в 12 экспериментах гипотезы подтвердились. Люди повторили тесты и получили идентичные результаты. Открытие состоялось. Теперь ученые знают, какой ген надо подавлять в грибках, чтобы остановить их рост. Такая терапия грибковых заболеваний не будет вредна человеку - у людей за выработку лизина отвечают другие гены.

Перебор или открытие

Строго говоря, робот Адам не совершил прорывного открытия, однако машина смогла добиться того, чего долгое время не могли сделать люди. Основное преимущество робота в том, что он способен провести в одинаково строгих условиях сколько угодно однотипных экспериментов, при этом будет одинаково внимателен к полученным результатам и в первой, и в тысячной серии. Кроме того, на основе анализа огромных массивов информации он может сделать правильные гипотезы.

Одна из частей робота "Адама" и создатель системы профессор Росс Кинг

Строительство Адама, все части которого даже не поместились в одно здание, обошлось примерно в $1 млн, говорит создатель системы профессор Росс Кинг. За эти деньги, говорит Кинг, можно было создать более надежно работающую в техническом плане лабораторию для людей, однако она не смогла бы дать той точности результатов, которую обеспечивает робот.

Адам - был первопроходцем. С учетом его ошибок уже создан второй робот - Ева, который вскоре займется химическими исследованиями для нужд фармацевтической промышленности. При необходимости Адам и Ева смогут работать сообща. Таким образом, научные роботы как научный инструмент будут становиться все мощнее и умнее, и их потенциал не стоит недооценивать.

Недавно исследователи из Корнельского Университета  разработали алгоритмы, позволяющие роботу, наблюдающему простейшие физические процессы, описывать их математически и выводить физические законы. Такой робот смог, понаблюдав за качением двойного маятника, вывести математическую формулу, описывающую его движение.

Эта задача давно решена, найти ответ самостоятельно смог бы выпускник университета, однако это не значит, что робот бесполезен. Ведь, наблюдая за природными процессами, которые еще не объяснены человеком, такой робот сможет самостоятельно сделать выводы. Кроме того, робот "беспристрастен", у него нет стереотипов, поэтому он может совершить открытия в областях, которые казались давно изученными.

Актуальные материалы —