Росавианавигация заставила перевозчиков платить долги, перепугав туристов

Расскажите друзьям
Илья
Илья

"Черный список" авиакомпаний-должников устроил переполох на рынке

  Появившийся вчера в СМИ якобы в результате "утечки" черный список из 39 авиакомпаний, задолжавших Росавианавигации за ее услуги, судя по всему, стал инструментом, который помог регулятору подействовать на авиакомпании, которые не платят за услуги. В опубликованном сегодня официальном списке  компаний, которым с 17 октября не дадут подняться в воздух, фигурирует всего лишь девять небольших региональных перевозчиков.

В конце прошлой недели в газете "Комсомольская правда" появилось сообщение о том, что Росаэронавигация фактически намерена запретить 39-ти российским авиакомпаниям поднимать самолеты в воздух из-за внушительных долгов перед этим ведомством за предоставленные диспетчерские услуги.

Позже, уже во вторник на этой неделе, газета раздобыла "черный список" авиакомпаний целиком (см. в дополнительном материале). В нем фигурировала добрая половина российской авиаотрасли, причем не только мелкие игроки, но и такие заметные авиаперевозчики, как "Сибирь" (S7), "ЮТэйр" и даже "Атлант-Союз", которому, между прочим, досталась маршрутная сеть обанкротившегося "КрасЭйр". Последняя, кстати, тоже упомянута. Тот факт, что в списке фигурирует эта и другие "неуместные" компании, аналитики авиаотрасли, опрошенные RB.ru, объяснить кроме как ошибкой или недоразумением не могут.

Ведомство также составило угрожающий график прекращения полетов: первым 32 фигурантам списка запрещено поднимать самолеты в воздух с 17 октября (т.е. в ближайшую пятницу), остальным - в период с 19 по 24 октября.

В небо не пустим

Учитывая, что "КП" - ежедневная газета с крупнейшим тиражом в России, публикация списка мгновенно вызвала переполох среди туристов. Вчера весь день телефоны турагентств разрывались от бесконечных звонков обеспокоенных обладателей билетов на предстоящие рейсы. Но озадаченные туроператоры не могли разъяснить ситуацию.

Интересно, что ничего толком не знали и сами авиакомпании, которые ознакомились со списком лишь из публикации газеты. Однако сегодня авиакомпании начали давать официальные опровержения того, что им якобы угрожает остановка полетов. "Сибирь" первой заявила, что с 17 октября не прекратит осуществлять регулярные рейсы. Аналогичные заявления сделали несколько других авиакомпаний.

Росаэронавигация не давала официальных комментариев, хотя и не отрицала существование списка. Однако сегодня ведомство прервало молчание и выпустило пресс-релиз, в котором объявило о прекращении с 17 октября обслуживания рейсов девяти региональных авиакомпаний, не оплативших аэронавигационные услуги. В документе перечисляются компании и размер их долга: "Интеравиа", задолжавшая 19 млн 188 тыс. руб., "Дальавиа" (долг 18 млн 377 тыс. руб.), "Омскавиа" (4 млн 933 тыс. руб.), "Тесис" (837 тыс.), "Выборг" (260 тыс.). Долги остальных мелких четырех компаний выглядят очень незначительно - от 1500 до 10 тыс. руб., тем не менее, регулятор все же полон решимости приостановить и их полеты.



Странные списки

Аналитики авиаотрасли, опрошенные RB.ru, оба списка - как из 39 компаний, так и из девяти - иначе как "странными" не называют. Особенно всех удивил первый, якобы "утекший" из Росавинавигации. "С какого перепугу там оказался "Атлант-Союз, который создает новую компанию под громким названием "Авиалинии России" и имеет огромные преференции от государства?" - восклицает Дмитрий Баранов, аналитик по транспорту компании "Финам".

Можно предположить, что большинство авиакомпаний, попавших в список, после "слива", который спровоцировал давление на авиакомпании со стороны туроператоров (которые в свою очередь пытаются предотвратить панику пассажиров), успели оперативно погасить свои задолженности. Отчасти это подтверждает комментарий представителя Росаэронавигации, данный вчера сайту "Турпром": "На сегодняшний день авиакомпании, попавшие в список, должны погасить свои задолженности за июль и август, чем они как раз сейчас и занимаются", - сказал руководитель пресс-службы ведомства.

Работа нервная

Впрочем, Андрей Баранов из "Финама" не уверен в том, что около 30 компаний успели быстро заплатить долги: "Скорее они договорились о том, чтобы "перекинуть" их на более поздний срок", - считает аналитик. Но то, что сам факт публикации в "Комсомолке" имел цель оказать психологическое давление на авиакомпании, он находит правдоподобным. "Вполне возможно, что их таким образом "пропесочили": дескать, смотрите, мы про вас написали в стенгазете, не хотите ли заплатить долги?".

"Не исключено, что Росаэронавигации ничего не остается, как публиковать такие списки и призывать компании заплатить", - считает он. По его словам, из-за массовых неплатежей могут страдать работающие в Росаэронавигации диспетчеры, которые, между прочим, постоянно испытывают гигантское нервное напряжение: "Порой им приходится вести одновременно до 25 бортов. Некоторые зарабатывают себе инфаркт в 40 лет", - отмечает Баранов.

Государство не топит

Однако аналитик Rye, Man & Gor Securities по транспорту Константин Юминов, хотя и допускает, что публикация списка была организована самим регулятором, уверен, что идея "трясти" долги с компаний - не более чем инициатива самой Росавианавигации. По словам аналитика, государство такой подход сейчас не разделяет: напротив, оно осознает социальное значение частных авиакомпаний для авиаотрасли. "Всем ясно, что долги сейчас есть у всех, а у авиакомпаний их особенно много, - говорит Юминов. - Кредитовать авиакомпании банки не хотят, поэтому, чтобы отрасль не загнулась, им надо оказывать поддержку. Поэтому намеченные налоговые послабления - это как раз то, что нужно отрасли сегодня".


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Петербургский Международный Инновационный Форум
28 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase