Архив rb.ru

"Роснефть" теперь всем заправит

Архив rb.ru
Дмитрий

Автор РБ.РУ

Дмитрий

Власти сделали компанию Сергея Богданчикова лидером рынка

"Роснефть" теперь всем заправит
Присоединиться

"Роснефть" все-таки заполучила сбытовые активы ЮКОСа - около 500 АЗС, ушедшие от нее в ходе майского аукциона по распродаже обанкроченного ЮКОСа. Победившее тогда ООО "Юнитекс" продаст эти активы "Роснефти" за $628 млн. (см материал на RB.ru) Учитывая, что 12-й лот, в который входили эти активы, "Юнитекс" приобрел за $480 млн, получается, что за полтора месяца компания заработала на перепродаже "останков" ЮКОСа $150 млн.

Кроме почти 500 АЗС из 12-го лота, "Роснефть" получит и около 100 заправок из 9-го лота. Напомним, что на торгах по 9-му юкосовскому лоту одержало победу некое ЗАО "Промрегионхолдинг", связанное с "ЛУКОЙЛом". Тогда "Промрегионхолдинг" заплатил за активы 9-го лота около $190 млн. Вторым оказалась роснефтевская "внучка" "Нефть-Актив", последнее предложение которой было на 37 млн. рублей (около $1,5 млн.) меньше, чем у итогового победителя.

Однако государство "Промрегионхолдингу" (читай - "Лукойлу") эти активы купить не позволило. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в экстренном порядке обвинила "Промрегионхолдинг" в недостаточной прозрачности и пригрозило воспрепятствовать сделке. В итоге южные активы ЮКОСа, среди которых около сотни АЗС, "Лукойлу" не достались. А достались "Роснефти": 16-го мая 2007 года комитет кредиторов ЮКОСа решил, что поскольку ФАС запретил "Промрегионхолдигу" покупать активы 9-го лота, что они должны достаться компании, занявшей второе место в ходе аукциона. То есть - "Роснефти".

Частная компания "Лукойл" была вынуждена проглотить горькую государственную пилюлю: член совета директоров "Лукойла" и председатель совета директоров "Промрегионхолдинга" Сергей Михайлов заявил тогда, что оспаривать эти решения властей они не будут. Таким образом, "Роснефть" получила южные активы ЮКОСа, даже проиграв на аукционе. И не просто получила, а еще и со скидкой около 30-40% относительно рыночной цены этих активов, как считает аналитик инвестиционной компании "Финам" Семен Бирг.

Кстати, на торги по 12-му лоту (сбытовые активы ЮКОСа) "Роснефть" в лице своей "внучки" - компании "Нефть-Актив" вовсе не явилась, хотя и подавала заявку на участие. Борьбу за полтысячи АЗС (80 из которых находятся на территории московского региона) вели тогда "Юнитекс" и две "дочки" иностранных компаний - "Шелл Нефть" (российская структура англо-голландской Royal Dutch/Shell) и "ТНК-Югра" (представляла интересы ТНК-ВР).

Довольно забавно объяснил Сергей Богданчиков отсутствие Роснефти на аукционе по сбытовым активам ЮКОСа. Мол, на момент продажи АЗС "Роснефть" не имела об этих активах достаточной информации, поэтому "мы решили подождать и не принимали активного участия в этом лоте". "Но когда мы поняли, что получили достаточно информации для того, чтобы принять управленческое и коммерческое решение, мы приняли решение покупать", - раскрывает бесхитростную бизнес-схему Сергей Богданчиков.

Объяснение Сергея Богданчикова, по меньшей мере, довольно странное. "Роснефть" в ходе распродажи ЮКОСа не могла нее учитывать наличие в этом процессе серьезных интересов своего кровного друга - "Газпрома" (см. дополнительный материал). Положение на российском рынке розничной торговли нефтепродуктами у компании "Роснефть" таково, что ей эти самые 537 юкосовских АЗС нужно было купить обязательно. Мало того, что в этом случае "Роснефть" вплотную приблизилась бы к "Лукойлу", лидеру этого рынка. Ведь если бызаправки достались дочерней структуре Shell (которая заявляла о желании развивать заправочный бизнес) или ТНК-ВР, это существенно изменило бы расстановку сил на этом рынке. И отнюдь не в пользу "Роснефти" (более подробно - см. материал на RB.ru).

Как бы то ни было, но сейчас, не без помощи властей приобретя в общей сложности 600 АЗС, "Роснефть" практически разделяет с "ЛУКОЙЛом" первое место на розничном рынке нефтепродуктов. Напомним, что у "ЛУКОЙЛа" сейчас около 1700 АЗС в России, у "Роснефти" (считая приобретенные) - немногим меньше 1500 заправок. На третьем месте "Газпром нефть" со своими 800 заправками под брендом "Сибнефть". Как видно, отрыв от лидеров - почти в два раза. ТНК-ВР, владеющая 650 АЗС - на четвертом месте.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российская практика M&A в разработке ПО: как снизить риски и создать для продуктов дополнительную ценность
  2. 2 Гроссмейстер для бизнеса. Почему в корпорациях и стартапах растет спрос на аналитиков
  3. 3 На высоте технологий
  4. 4 Не только твердо стоять на ногах: кто отвечает за ESG в крупнейших российских компаниях