Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Россия может войти в число "исторических врагов Ирана", заявил Ахмадинежад

Архив rb.ru

Иранский лидер призвал Медведева подумать, прежде чем выступать против "великой страны"

Россия может войти в число "исторических врагов Ирана", заявил Ахмадинежад
Президент Ирана выступил с редкой для него критикой Москвы, посоветовав России позаботиться о том, чтобы не войти в число "исторических врагов Ирана". Таким образом Махмуд Ахмадинежад отреагировал на решение России поддержать готовящиеся санкции Совбеза ООН против Тегерана из-за его ядерной программы.

Инициатором резолюции Совбеза ООН выступают США. Вашингтон сообщил, что заручился поддержкой пяти постоянных членов Совбеза, включая Россию, по проекту резолюции. Она накладывает дополнительные санкции в отношении иранской экономики, из-за ядерных амбиций руководства Тегерана.

Иранское руководство ожидало, что Россия,  с которой у этой исламской страны 30-летняя политика дружбы, основанная на общем соперничестве  с США,  выступит против новых санкций и заблокирует работу по резолюции. Обманутый в ожиданиях президент Махмуд Ахмадинежад заявил по иранскому телевидению, что России стоит подумать над своими действиями.

"Я бы на месте российского президента, принимая решение по вопросам, относящимся к великой стране (Ирану), действовал бы более осмотрительно", - заявляет Ахмадинежад (цитата по Financial Times). "Иранский народ не знает: друзья и соседи ли они (русские) нам? Они с нами или ищут что-то еще?", - рассуждает президент.

Упоминая США, иранский лидер замечает: "Для иранского народа неприемлемо, чтобы наши соседи (Россия) поддерживали тех, кто является Ирану врагом на протяжении последних 30 лет". "Я полон надежд, что российские лидеры и власти обратят внимание на эти дружелюбные слова, внесут коррективы и не позволят иранскому народу причислить их к рангу своих исторических врагов", - заключил Ахмадинежад.

Россия исторически была против санкций в отношении Ирана, который считался важным союзником регионе.  Эта позиция начала меняться в конце прошлого года, когда иранский лидер отверг созданный при посредничестве ООН план по обогащению урана,  в составлении которого помогала Россия.  План был призван снять напряжение вокруг иранской ядерной программы.

Для Москвы решение о поддержке международных санкций в отношении Ирана не было простым. В отличие от США, у России есть экономические интересы в Иране: РФ ведет строительство АЭС в Иране, а на экспорте вооружений в эту страну зарабатывают миллиарды. "У нас есть торговые отношения, и перспективы их развития. У нас есть энергетические интересы, гуманитарные интересы и туризм", - заявил первый зампред правительства Сергей Иванов на прошлой неделе.

В Москве на слова Ахмадинежада обиделись, выступив с колкими замечаниями. "Политикой демагогии сохранить свой авторитет еще никому не удавалось", - заявил в среду помощник президента Сергей Приходько. Он заявил, что позиция России не является ни проамериканской, ни проиранской, но ведется только в своих интересах. Для России неприемлема "любая непредсказуемость, любой политический экстремизм, нетранспарентность и непоследовательность при принятии решений, затрагивающих и волнующих все мировое сообщество", - пояснил Приходько, посоветовав помнить об этом тем, "кто на данный момент выступает от имени мудрого и дружественного нам народа Ирана" (цитата по "Интерфаксу").

Критики Ахмадинежада в Иране упрекают его в том, что он никогда не должен был так сильно полагаться на российскую поддержку.   Директор Иранского исследовательского центра  Садек Зибакалам, сторонник реформ, считает, что президент допустил ошибку, разложив "все яйца в международной политики в две корзины - России и Китая". "Россия не должна думать, что краткосрочное сотрудничество с США в ее интересах, - говорит посол Ирана Махмуд-Реза Саджади. - Зеленый свет, который США показывают России, долго не продлиться".

Глава влиятельного Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов считает, что вряд ли Москва пойдет дальше прозвучавшего словесного ответа. Однако, считает он, запасы российской "доброй воли опустошаются" по мере того, как иссякает терпение по отношению к иранскому руководству. "Ахмадинежад и его люди бросают вызов здравому смыслу. И мы помочь им ничем не можем. Они сами роют себе могилу", - считает Караганов (цитата по FT). Отношения России и США улучшились, но главная причина, считает политолог, почему Москва поддержала санкции, - "ясное понимание  того, что правящая группа в Иране стремиться создать ядерное оружие, во-вторых, они ни с кем не желают конструктивно работать".

Власти Ирана во вторник направили на экспертизу в МАГАТЭ достигнутое с Турцией при поддержке Бразилии соглашение по дообогащению иранского ядерного топлива. В нем Иран соглашается производить на территории Турции обмен 1,2 тонны низкообогащенного урана на 120 кг высокообогащенного урана из РФ и Франции для тегеранского исследовательского реактора.

Ахмадинежад призвал президентов США и России поддержать этот документ, подчеркнув, что для Барака Обамы это "последний шанс" покончить со спорами об иранской ядерной программе. На основе выводов экспертов МАГАТЭ в Совбезе ООН будет приниматься окончательное решение о вводе санкций, однако принципиально не разубеждает ведущие страны, включая РФ и США, ввести новые санкции против Ирана.

Новое соглашение вызвало трения между США и Бразилией. Недовольные отказом Вашингтона поддержать документ, бразильские чиновники отдали прессе полную копию трехстраничного письма президента Обамы, отправленного в апреле президенту Луису Инасио Лула да Силва. Оно легло в основу соглашения, достигнутого Бразилией с Тегераном.  

Что будет дальше - загадка, говорят бразильские  чиновники на вопрос, почему американцы сейчас отвергают договоренности. В письме Обама говорит, что соглашение с Ираном о вывозе 2600 фунтов низкообогащенного урана из страны "придаст уверенности и снизит напряжение в регионе", однако он дал понять, что СНА не откажутся от намерений наложить санкции на Иран, хотя и оставляют открытыми двери для договоренностей с Ираном, пишет The New York Times.


Иран согласен обменять ядерное топливо в Турции

По мнению Караганова, вопрос, приведут ли турецкие соглашения к каким-либо результатам, остается открытым. Проект санкций пока также не согласован: Россия стремиться поддержать любые "разумные"  санкции, за исключением тех, что предусматривают военное решение, тогда как Китай не поддерживает любое нефтяное эмбарго, говорит Караганов: "По этим вопросам больше всего обсуждений".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Выбирайте формулировки»: как вести переговоры с иранцами
  2. 2 Иранцы придумали гениальный способ обхода блокировки интернета