Россия осталась на 143-м месте по уровню экономических свобод

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Лидерство 17-й год подряд удерживает Гонконг

"Самой свободной экономикой" в мире признана Гонконга - уже в 17-й раз. В России же уровень экономических свобод остается одним из самых низких - второй год подряд наша страна занимает 143-ю строчку рейтинга, составленного американским фондом Heritage Foundation совместно с газетой The Wall Street Journal.

Россия заняла 143-е место в ежегодном рейтинге экономически свободных стран, который составляется американским исследовательским центром Heritage Foundation. Эту строчку наша страна занимает уже второй год подряд. Всего в исследовании учитывались экономики 183 стран. Надо заметить, что от группы так называемых репрессивных экономику Россию отделяют всего 0,4 пункта. В 2009 году Россия была на 146-м месте.

Однако за год России удалось улучшить показатели в некоторых сферах. Так, экономика стала свободнее от коррупции, улучшилось состояние рынка труда, повысились показатели свободы финансового и бюджетного секторов. Не изменились показатели свободы инвестиций.

В рейтинге Россия расположена рядом с такими странами, как республика Сейшельские острова, Эфиопия, Микронезия, Непал, Лаос, Сирия и Вьетнам. На последнем месте в рейтинге находится Судан.

Самым свободным с экономической точки зрения 17-й год подряд остается Гонконг. Далее по убыванию следуют Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Швейцария, Канада, Ирландия, Дания, США и Бахрейн.

В исследовании учитывался не только уровень свобод, но и то, как власти реагировали на финансовый кризис.

Почему Россия так далеко внизу?

Фактически в каждой из сфер, оцениваемой тем или иным индексом, в России имеются довольно существенные проблемы. Например, отечественные деловые объединения жалуются на серьезные административные барьеры, препятствующие созданию и ведению бизнеса, рассказывает RB.ru Ярослав Кабаков, ректор УЦ "Финам".

"Это, в общем, и не удивительно, учитывая высокую численность госаппарата и огромные масштабы коррупции, бороться с которой государство (несмотря на большие полномочия ряда ведомств по данному вопросу), по сути, не в состоянии", - замечает эксперт.

Другой проблемой, по его мнению, является высокая доля государства в экономике, составляющая около 50%, а в ряде отраслей государство является монополистом. Безусловно, это препятствует эффективной конкуренции на рынках, так как госкомпаниям обычно проще развивать бизнес как за счет бюджетных ресурсов, так и благодаря более упрощенной схеме работы с различного рода госорганами, замечает Кабаков.

Причем, учитывая возросшую долю государства в экономике в условиях кризиса, за 2008-2009 гг. ситуация с конкурентоспособностью на рынках только ухудшилась. Правительство эту проблему понимает и регулярно декларирует намерения о снижении своей доли в экономике. В частности, глава Минфина РФ заявлял о необходимости доведения доли государства в экономике, как минимум, до 30%. Эта стратегия постепенно реализуется: на ближайшие годы государство планирует провести приватизацию ряда госпакетов в крупнейших компаниях, что не только позволит сделать их бизнес эффективнее, но и ощутимо пополнить дефицитный бюджет.

Также "бичом" российской экономики, по словам Кабакова, является непомерная налоговая нагрузка, что препятствует многим предприятиям быть законопослушными и отказаться от "серых" схем.

Проблем много и в других сферах, например, таких, как свобода собственности - у владельцев бизнеса нет уверенности в том, что их бизнес не будет подвергнут прессингу со стороны различного рода госструктур, а это, в свою очередь, препятствует росту объемов инвестиций предпринимателей в развитие бизнеса.

"В Гонконге же перечисленных выше проблем либо не существует, либо они настолько незначительны, что не способны оказать серьезного давления на инвестиционный климат и динамику других экономических показателей. Экономическая свобода в Гонконге обусловлена рядом исторических, культурных, территориальных и прочих факторов, и достичь его уровня России, к сожалению, невозможно. Гонконг надо рассматривать как некий идеал, к которому нужно стремиться", - резюмирует Кабаков.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Игорь Андреев 17:10, 12.01.2011
    0
    96. Репрессивная экономика и день победы http://www.rb.ru/blo...owentry=1461294
  • Валерий Воложин 18:39, 12.01.2011
    0
    Какие уж тут экономические свободы... Налоговая нагрузка на бизнес в России - самая большая среди стран Европы плюс грубые нарушения законов самими налоговыми органами.Российская бюрократия, как саранча, облепила бизнес со всех сторон, кроме крупнейших "естественных монополий". В любой момент бизнес могут отобрать, а бизнесмена отправить за решетку. Примеры с С.Магнитским, с М.Ходорковским и П.Лебедевым наглядное дому доказательство.Бизнес в России в лучшем случае может быть на том же уровне - без развития, в худшем случае увядать, разваливаться.Сомнительной представляется какая-либо модернизация.
  • Александр Чернов 16:27, 13.01.2011
    0
    непомерная налоговая нагрузка, что препятствует многим предприятиям быть законопослушными и отказаться от "серых" схем.- я думаю, что не многим, а БОЛЬШИНСТВУ!
  • Морган Слоут 18:35, 13.01.2011
    0
    Фактически в каждой из сфер, оцениваемой тем или иным индексом, в России имеются довольно существенные проблемы. Например, отечественные деловые объединения жалуются на серьезные административные барьеры, препятствующие созданию и ведению бизнеса, рассказывает RB.ru Ярослав Кабаков, ректор УЦ "Финам". "Это, в общем, и не удивительно, учитывая высокую численность госаппарата и огромные масштабы коррупции, бороться с которой государство (несмотря на большие полномочия ряда ведомств по данному вопросу), по сути, не в состоянии" Вот, вот квинтэссенция этой статьи. Вот главное зло. Верховная власт не может и не хочен бороться с коррупцией...потому что коррумпирована САМА!!! А потому мы позади даже Африки всей. Просто стыдоба и позор!!!
  • Юрий Холодилин 08:25, 14.01.2011
    0
    Бизнес в России пока существует не благодаря условиям созданных гос-вом, а вопреки, или как выбрал название для свой книги один швед "Вопреки абсурду..." Из источников в инете, только за прошлый год на 1.3 млн. предпринимателей пришлось 2 млн. незаконных проверок ("наездов" чиновников). Это только выявленных, т.е. на которые пожаловались!!! При этом, никто не проверяет что стало с теми предпринимателями кто пожаловался на чиновников. Учитывая, что в малом бизнесе от проверок отбивается директор+бухгалтер (чаще по совместительству)+ нанятый юрист (если есть на это деньги), а чаще всего просто один директор, вопрос - когда ему работать по развитию бизнеса (модернизации-инновации) ? И способен ли он об этом думать, учитывая в каком стрессовом состоянии он постоянно находится? Получается, что пока власть просто безжалостно "бьет по рукам" тех кто хочет работать и зарабатывать честным трудом, а также выворачивает карманы различными налогами-сборами-поборами-шрафами-предписаниями-опять штрафами и и т.д. чтобы ничего не оставалось на развитие... Чтобы просто выжить и рассчитываться по долгам (з-п, ком.услуги, кредиты, налоги, штрафы и т.д.) бизнес вынужден постоянно вслед за ростом себестоимости (причины роста расходов указаны выше) увеличивать отпускные цены на продукцию. Нам еще завысили это 143 место в рейтинге. Я бывал в Африке. Там власть более бережно к микро-предпринимателям относится. Например, видел обменные пункты валюты обустроенные просто на табуретке. Никто от них не требовал оборудованных помещений, договоров с охраной, кассовых аппаратов и т.п. Дают подняться "от табуретки" к нормальному бизнесу. А у нас требуют все и сразу и ..."еще чего-нибудь". Никаких различий в требованиях и расценках между крупным и микро бизнесом нет. В результате себестоимость продукции в малом (микро) бизнесе в несколько раз выше чем в крупном! На фоне этой реальности интересно выглядят выступления избранных нами "слуг народа", которые говорят, что не знают причин очередного повышения цен, слабого развития отечественной промышленности на фоне процветания торговли импортными товарами. Что случилось с руководством нашей страны? Что еще такое должно произойти, чтобы стало понятно, что модернизацию-инновацию уже давно пора начинать "с головы" ?
  • Василий Харченко 19:19, 14.01.2011
    0
    Основной причиной экономической несвободы в России, сказано в комментируемой статье, является сильный налоговый гнёт (не дословно). Это верно только отчасти. Толкуя буквально смысл упоминания налогового гнёта, можно понимать эти слова так, что речь идёт только о непомерных размерах налогов. Между тем основной причиной является не размер налогов, а отсутствие логической связи между содержанием гос.функций государства, для осуществления которых общество формирует бюджет, и субъектами налогообложения. Бюджет нужен обществу, чтобы оплачивать расходы государства на осуществляемые функции (обороноспособность, правопорядок, здравоохранение и пр.), потребителями которых являются физические лица. Именно граждане страны, лечатся в больницах, учатся в образовательных учреждениях, получают иные гос.услуги в иных сферах общественной жизни. Но государство исказило налоговое законодательство, предпочитая собирать налоги не с пользователей гос.функций (граждан), а с осуществляемых гражданами экономических свобод. В частности -- с результатов экономической деятельности, осуществляемой гражданами посредством учреждаемых ими юридических лиц. Но собственно ООО (ЗАО и пр.) не являются потребителями (пользователями) гос.функций. Общество как юр.лицо -- это виртуальность, его печать не лечит зубы в поликлинике, банковский счёт не водит детей в школу. Это делают сами граждане. В итоге один гражданин вносит мизер в бюджет, но имеет равные избирательные права с тем гражданином, который рискует своими средствами и вкладывается в бизнес, чтобы потом заплатить налоги не только за самого себя, но еще и с собственного бизнеса. Сидишь и ничего не делаешь -- ты честнейший гражданин. Стал пытаться поднять благосостояние своей фамилии, своего рода -- сразу становишься должен государству. А не дай Бог, ошибся -- берегись, законопатят и всё отберут. Можно было бы долго продолжать перечисление несуразностей в российском законодательстве (взимание налога с собственности, при зарабатывании средств на покупку которой ты уже заплатил налоги), но нет смысла это делать, ибо абсолютно понятно -- такая система общественных отношений выгодна только многочисленному классу чиновников, не создающих прибавочного продукта, и многочисленной своре всевозможных льготников, оставшихся обществу в качестве тяжёлого наследия от коммунистического общества, включая его самую многочисленную и воинствующую группу из числа всевозможных "заплечных дел мастеров" (ГэБэшников и пр. карателей-вертухаев). И до тех пор, пока гарантами гражданских прав и свобод будут оставаться вертухаи или аффилированные с ними лица, некому будет предложить обществу (тем более такому дикому, злобно завидующему чужому успеху извне и внутри, готовому за паёк перегрызть горло любому инакомыслящему), меньшая часть российского общества, именуемая гражданами, будет пахать на большую часть общества, именуемую людьми, поскольку все потребности последних умещаются только в желание беспрепятственно осуществлять свои физиологические потребности. Таким не нужны гражданские права и свободы, ибо они живут по принципу ГэБэшного понимания справедливости -- жить за счёт других, наивно веря, что их гражданские обязанности определяются пропорционально их доходам. Значит, можно не трудиться, не иметь доходов и гражданских обязанностей, за исключением одной -- следить за тем, чтобы фашистское государство Россия вовремя отбирало у желающих работать для покрытия расходов по соблюдению равенства (здравоохранения, образования, отдыха и пр.). Вывод -- гражданам не одолеть людей. Единственный способ обеспечить будущее своему роду -- воспользоваться западными механизмами защиты гражданских прав и свобод. Формироваться во всевозможные группы и инициировать обращение к странам блока НАТО о переходе под их юрисдикцию без смены мест жительства по аналогии с Южной Осетией и Абхазией, а в дальнейшем -- о введении их войск на период проведения свободной частью общества свободных выборов с целью принятия таких законов, которые будут предусматривать равные гражданские обязанности (в первую очередь -- налоговые), от надлежащего исполнения которых должен зависеть объём гражданских прав (в первую очередь -- избирательных). А бюджет должен формироваться отдельно на каждую функцию и отдельно же -- расходоваться. Сколько собрали на правопорядок, столько и потратили. Тогда правительству не из чего будет разворовывать бюджетные средства. Это только часть требующих новых решений общественных отношений, перечислить в одном коменте всё не позволяет формат ресурса. С уважением юрист Харченко В.И.
  • И. Андреев
    Василий Харченко И. Андреев 19:50, 14.01.2011
    0
    Со своим дерьмом (дармоедами с ростом ВВП=0) надо самим разбираться и раскладываить все по полочкам, кто сколько спёр и сколько сделал ВВП. У НАТО своих проблем по горло.
  • Citizen
    Василий Харченко Citizen 10:56, 16.01.2011
    0
    Думаю, что предпосылкой для позитивных изменений будет максимальная интеграция России в союз стран Европы. Вступление в ВТО, затем в ЕС и в НАТО.Координация действий общественных движений России с аналогичными общественными движениями стран Европы, например "зеленых". Отсюда стремеление бюрократии затормозить этот процесс, дабы Россия максимально долго была заповедником для "людей".Однако для этого требуется воссоздать "железный занавес" и натуральное хозяйство, а это практически невозможно, ибо бездарное управление превратило страну в сырьевой придаток, а придаток не может быть независимым.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Стартап-Марафон в Челябинске
21 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase