Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Россия отказывается от китайских автомобилей

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

За рубеж ввезено вдвое меньше китайских автомобилей за семь месяцев года, в Россию еще меньше

Россия отказывается от китайских автомобилей
Амбициозные планы китайских автопроизводителей захватить мировой автопром рушит нестабильная экономическая ситуация.  Кризис привел к серьезному сокращению экспорта китайских автомобилей за рубеж. Даже российский рынок, который был крупнейшим потребителем машин из Поднебесной, существенно подпортил китайцам бизнес. Однако китайские компании не теряют веру в его восстановление.

"Глобальный финансовый кризис привел к коллапсу мирового авторынка, что в свою очередь крайне негативно сказывается на экспорте автомобилей из Китая", - заявил представитель министерства торговли КНР Чжоу Жоцзюнь. По его словам, отрицательный рост экспорта наблюдается в течение 12 месяцев, начиная с августа 2008 года. За первые семь месяцев 2009 года из-за кризиса сократился весь экспорт китайской продукции (на 22%), однако экспорт автомобилей  просел более чем в два раза - на 57% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В итоге из Поднебесной за рубеж было поставлено всего 191 тыс. китайских автомобилей за семь месяцев года, передает "Прайм-Тасс". 

Китайский автомобильный экспорт "сталкивается с серьезными вызовами в связи с наблюдающимися на внешнем рынке очевидными проявлениями протекционизма и, следовательно, с растущим числом случаев вовлечения китайских предприятий в различные торговые споры", - отметил китайский эксперт. Хотя отчасти возникновение таких случаев, считают в Китае, объясняется и недостаточным знакомством с ситуацией на внешнем рынке, политикой и законодательством других стран.

Потеря России

Российский авторынок еще в прошлом году был крупнейшим экспортером для Китая. Однако с увеличением таможенных пошлин с января 2009 года ввоз китайских автомобилей в Россию сократился более чем в два раза: с января по август на 64% до 5 тыс. автомобилей против около 13,9 тыс. за тот же период прошлого года.

"После того, как поднялись пошлины в январе этого года, ввозить автомобили из Китая в Россию стало абсолютно нерентабельно, так как это привело к удорожанию китайских машин на 50% в рублях - говорит RB.ru менеджер новых проектов Derways (на заводе собираются китайские Lifan) Алексей Сорокин. - Ввезти можно, но продать за такую цену китайский автомобиль здесь нереально".

Большинство марок из Поднебесной сейчас совсем не импортируются в Россию, отмечают эксперты "Автостата" и Алексей Сорокин. Одни китайские марки -  потому что их импортеры до сих пор распродают остатки 2008 года выпуска, ввезенные еще в прошлом году. Такая ситуация наблюдается у Geely и Chery, говорит Сорокин. Некоторые импортеры и вовсе отказались от продажи машин из Поднебесной. Например, "Атлант-М" решил прекратить работу со всеми своими китайскими марками: Brilliance, Changfeng, JMC и Shuanghuan. "Инком-авто", работающий с Geely, обанкротился, а "Ирито" отказалась от работы с Hafei и BYD.

Процесс  ведения бизнеса для китайских компаний в России, по словам Сорокина, существенно осложнился. Даже на новую сертификацию китайских автомобилей в России необходимо потратить теперь $200 тыс., добавляет собеседник RB.ru.

Несмотря на это, по его словам, китайские автопроизводители не потеряли веру в российский авторынок. Основным выходом сейчас для них является создание местного производства. Причем, речь не идет об "отверточной" сборке, которая стала нерентабельной с введением российскими властями запретительных пошлин на импорт кузовов в Россию (их цена выросла на 5 тыс. евро),  а о производстве по схеме CKD, то есть сборке со сваркой и окраской кузовов. По словам Алексея Сорокина, об этом сейчас думают все китайские концерны, которые хотят завоевать российский авторынок.

Так, завод Derways, где собираются китайские Lifan, сейчас ведет активную работу по переходу на CKD-сборку. Импортер Lifan, дилер "Автомир", продает в России пока автомобили, собранные на заводе в прошлом году.

Geely сделала Chery

Продажи китайских автомобилей также резко сократились: за восемь месяцев было реализовано всего 13,2 тыс. китайских машин, что на 52,3% меньше, чем годом ранее (данные AEB).  Причем, в этом году пальму первенства перехватила марка Geely, импортером которой является один из крупнейших продавцов машин компания "Рольф", создавший китайское подразделение Red Dragon. Хотя несколько лет подряд несменным лидером на российском рынке среди китайцев была Chery.

За восемь месяцев в России было продано 5 904 автомобилей Geely, что более чем в два раза больше, чем автомобилей Chery (2500). При этом, марка Geely является на падающем российским авторынке одним из исключений, так как ее продажи не только растут, но  растут удивительными темпами. В августе они выросли на 86%, а за восемь месяцев увеличились в три с половиной раза - на целых 324%. Тогда как остальные китайские марки просели за восемь месяцев также как и большинство автопроизводителей: Chery - на 80%, Lifan - на 31%, Great Wall - на 72%, BYD - на 91% (по данным AEB). 

 Продажи китайских автомобилей в России по итогам 8 месяцев 2009 года
 За 8 мес. 2009 г.

За 8 мес. 2008 г.

Изменения

В августе 2009 г.

В августе 2008 г.

Изменения

Geely

5 904

1 391

324%

707

380

86%

Chery

2 500

12 643

-80%

551

1307

-58%

Lifan

2 080

3 026

-31%

339

495

-32%

Great Wall

1 864

6 761

-72%

163

585

-72%

BYD

911

4 020

-77%

44

513

-91%

итого

13 258

27 847

-52%

   
Источник: AEB, RB.ru

Chery еще в прошлом году потеряла свое преимущество перед другими китайцами - возможность сборки моделей на калининградском заводе "Автотор", что позволяло снижать издержки и держать привлекательные для покупателей цены. Chery стала разменной монетой в переговорах властей с "Автотором", которому грозили лишением налоговых льгот. Весной прошлого года "Автотор" разорвал контракт с Chery и отказался от сборки ее моделей. Понятно, что продажи резко пошли вниз, и компания до сих пор не может вернуть утерянные позиции. Chery пыталась договориться о сборке своих моделей с другими российскими заводам, в частности, с "АМУРом" и "ТагАЗом". Последний приютил две китайские модели - Chery Fora, которую начал собирать под новым малознакомым потребителям именем Vortex Estina, и Chery Tiggo, сохранившим свое название. Geely выбиться в лидеры удалось за счет организации сборки на заводе "Автомобили и Моторы Урала", а также ведения грамотной ценовой политики, говорят в "Автостате".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter