Долг проекта - $1 млрд, американцы сочли его не выгодным, но "Энергии" нужна эта космоплощадка
Присоединиться
Консорциум Sea Launch,
занимающийся запуском космических аппаратов с плавучей платформы, подал на банкротство. Спасать его с разрешения
американского суда будет космическая корпорация "Энергия",
акционер консорциума: она оплатит текущую деятельность Sea Launch и,
возможно, выкупит его целиком. Крупнейший акционер проекта американский Boeing
потерял интерес к нему еще год назад.
Специально созданная "дочка" РКК "Энергия" компания Energia Overseas Limited (EOL) поможет выходу из процедуры банкротства консорциуму по запуску спутников с морской платформы "Морской старт" (Sea Launch), сообщает консорциум. Решение предварительно утверждено 27 апреля окружным судом по банкротствам штата Делавэр, в котором слушается дело Sea Launch.
Заявление на защиту от банкротства Sea Launch подала 22 июня 2009 года - по главе 11 кодекса о банкротстве США, предполагающей санацию без ликвидации. Компания должна была найти инвестора для финансирования реорганизации и реструктуризации долга. На первом этапе им стала американская Space Launch Services (SLS), которая предоставляла Sea Launch финансирование с начала процедуры банкротства. Теперь SLS сменит EOL, которая, по данным "Коммерсанта", получила контроль над процессом вывода Sea Launch из банкротства.
Как уточнила вчера "Энергия", суд предварительно одобрил соглашение Sea Launch и EOL о дополнительном финансировании текущей деятельности консорциума на сумму $30 млн. $19 млн из них заместят кредит, который консорциум предполагал получить у SLS и Фонда Роберта Хайнлайна, созданного после смерти знаменитого фантаста для популяризации космоса. "Условия, предложенные EOL, оказались выгоднее", - сказала вчера представитель компании Sea Launch Пола Корн (цитата по "Коммерсанту"). Об источнике средств для замещения кредита представитель "Энергии" говорить с "Ведомостями" отказались.
Как коммерческие запуски до банкротства довели
По данным ЕГРЮЛ и "СПАРК-Интерфакса", 99,5% долей ООО "Энергия оверсиз" (она же EOL) принадлежит ООО "ИК "Развитие"" - 100-процентной дочерней компании РКК "Энергия". Остальные 0,5% долей принадлежат ООО "ИК "Трансфер"", единственным учредителем которой является гендиректор ""Энергии оверсиз" Вячеслав Шеянов, в конце 1990-х работавший вице-президентом группы СОК, а затем - управляющим директором по работе с крупными клиентами ВТБ.
Зарегистрированная в США Sea Launch - оператор ракетно-космического комплекса "Морской старт", построенного для коммерческих запусков космических аппаратов на околоземные орбиты. Компания появилась в 1995 г., 40% ее - у Boeing, 25% - у "Энергии", 20% - у норвежской Aker ASA, 15% - у украинской SDO Yuzhnoye/PO Yuzhmash (КБ "Южное" и завод "Южмаш" из Днепропетровска). С морской платформы, построенной в Выборге по норвежскому проекту, Sea Launch запускала спутники с помощью ракеты "Зенит-3SL", разработанной "Южным" и собираемой на "Южмаше" с использованием разгонного блока "Энергии" и российских двигателей. Морская платформа и корабль управления базируются в Калифорнии, ракеты запускаются из района экватора в Тихом океане.
С 1999 г. Sea Launch запустила 33 ракеты, 30 запусков были успешными. Общий долг компании на момент подачи заявления о банкротстве оценивался в $1 млрд, активы - в $100-500 млн, стоимость запуска - более $80 млн. Как поясняется в годовом отчете Boeing за 2009 год, значительную часть долга Sea Launch составляли обязательства перед самой Boeing. Кроме того, у компании на момент подачи заявления была дефолтная задолженность на сумму $448 млн, гарантия по которой была предоставлена Boeing. Уже 1 июля 2009 года Boeing оплатил долг, но по условиям гарантии у компании есть право требования компенсации от остальных акционеров Sea Launch в размере, пропорциональном их доле в уставном капитале.
Зачем нужна Sea Launch
Sea Launch нужна "Энергии", поскольку она изготавливает разгонный блок для "Зенита", а коммерческие перспективы ракеты и блока связаны с тем, как будет решено будущее этого проекта, поясняет "Ведомостям" член-корреспондент Академии космонавтики Андрей Ионин. На рынке коммерческих запусков осталось фактически три игрока - европейский Arianspace, International Launch Services (ILS) и Sea Launch и распределение заказов между ними прогнозировать невозможно, говорит Ионин.
В ситуации с банкротством Sea Launch может повториться история 2007 г., которая произошла с ГКНПЦ им. Хруничева, говорит "Ведомостям" предприниматель, близкий к руководству Роскосмоса. Тогда Lockheed Martin, партнер "Хруничева" по совместному предприятию ILS, которое занималось коммерческими запусками с Байконура, продала долю в СП некой Space Transport. "Хруничеву", чтобы не потерять прав на запуски на международном рынке "Протонов" и "Ангары", принадлежавших ILS, пришлось в 2008 г. выкупить долю Space Transport в ILS примерно за $200 млн, взятых в кредит у Сбербанка.
Вероятно, Boeing в отличие от Lockheed Martin выйдет из бизнеса не через перепродажу акций, а через банкротство, полагает предприниматель. Не случайно гендиректор "Энергии" Виталий Лапота говорил, что Sea Launch планируется спасти, но не уточнил как, вторит ему менеджер предприятия аэрокосмической промышленности: придется обратиться к господдержке в виде кредита от госбанка в сотни миллионов долларов, чтобы не потерять принадлежащих Sea Launch прав на запуск ракет "Зенит". Представители "Энергии" и Роскосмоса этот вариант не комментировали.
Эксперты "Коммерсанта" замечают, что еще год назад американцы посчитали невыгодным заниматься этим проектом, но у российских и украинских участников интерес остается. Что понятно: 67% ракеты-носителя производится в России, а сборка производится на Украине. С технической стороны претензий к Sea Launch нет, но не оправдала надежд экономическая модель проекта. Источник "Ъ" в космической отрасли поясняет, что исходно Sea Launch планировала в разы большую интенсивность запусков: предполагалось, что на платформу будет загружаться по две-три ракеты, после чего она должна была выходить в море и осуществлять последовательные запуски.
Представитель Boeing сообщил лишь, что эта корпорация и другие партнеры поддерживают усилия "Морского старта" по изучению различных способов реструктуризации согласно надлежащей процедуре банкротства. Ионин пояснил "Ведомостям", что проекты ILS и Sea Launch были инициированы в конце 1990-х в расчете на рост запусков спутников связи, но эти расчеты не оправдались: спутниковая связь проиграла наземным решениям, поэтому желание американских корпораций покинуть проекты вполне объяснимо.
Специально созданная "дочка" РКК "Энергия" компания Energia Overseas Limited (EOL) поможет выходу из процедуры банкротства консорциуму по запуску спутников с морской платформы "Морской старт" (Sea Launch), сообщает консорциум. Решение предварительно утверждено 27 апреля окружным судом по банкротствам штата Делавэр, в котором слушается дело Sea Launch.
Заявление на защиту от банкротства Sea Launch подала 22 июня 2009 года - по главе 11 кодекса о банкротстве США, предполагающей санацию без ликвидации. Компания должна была найти инвестора для финансирования реорганизации и реструктуризации долга. На первом этапе им стала американская Space Launch Services (SLS), которая предоставляла Sea Launch финансирование с начала процедуры банкротства. Теперь SLS сменит EOL, которая, по данным "Коммерсанта", получила контроль над процессом вывода Sea Launch из банкротства.
Как уточнила вчера "Энергия", суд предварительно одобрил соглашение Sea Launch и EOL о дополнительном финансировании текущей деятельности консорциума на сумму $30 млн. $19 млн из них заместят кредит, который консорциум предполагал получить у SLS и Фонда Роберта Хайнлайна, созданного после смерти знаменитого фантаста для популяризации космоса. "Условия, предложенные EOL, оказались выгоднее", - сказала вчера представитель компании Sea Launch Пола Корн (цитата по "Коммерсанту"). Об источнике средств для замещения кредита представитель "Энергии" говорить с "Ведомостями" отказались.
Как коммерческие запуски до банкротства довели
По данным ЕГРЮЛ и "СПАРК-Интерфакса", 99,5% долей ООО "Энергия оверсиз" (она же EOL) принадлежит ООО "ИК "Развитие"" - 100-процентной дочерней компании РКК "Энергия". Остальные 0,5% долей принадлежат ООО "ИК "Трансфер"", единственным учредителем которой является гендиректор ""Энергии оверсиз" Вячеслав Шеянов, в конце 1990-х работавший вице-президентом группы СОК, а затем - управляющим директором по работе с крупными клиентами ВТБ.
Зарегистрированная в США Sea Launch - оператор ракетно-космического комплекса "Морской старт", построенного для коммерческих запусков космических аппаратов на околоземные орбиты. Компания появилась в 1995 г., 40% ее - у Boeing, 25% - у "Энергии", 20% - у норвежской Aker ASA, 15% - у украинской SDO Yuzhnoye/PO Yuzhmash (КБ "Южное" и завод "Южмаш" из Днепропетровска). С морской платформы, построенной в Выборге по норвежскому проекту, Sea Launch запускала спутники с помощью ракеты "Зенит-3SL", разработанной "Южным" и собираемой на "Южмаше" с использованием разгонного блока "Энергии" и российских двигателей. Морская платформа и корабль управления базируются в Калифорнии, ракеты запускаются из района экватора в Тихом океане.
С 1999 г. Sea Launch запустила 33 ракеты, 30 запусков были успешными. Общий долг компании на момент подачи заявления о банкротстве оценивался в $1 млрд, активы - в $100-500 млн, стоимость запуска - более $80 млн. Как поясняется в годовом отчете Boeing за 2009 год, значительную часть долга Sea Launch составляли обязательства перед самой Boeing. Кроме того, у компании на момент подачи заявления была дефолтная задолженность на сумму $448 млн, гарантия по которой была предоставлена Boeing. Уже 1 июля 2009 года Boeing оплатил долг, но по условиям гарантии у компании есть право требования компенсации от остальных акционеров Sea Launch в размере, пропорциональном их доле в уставном капитале.
Зачем нужна Sea Launch
Sea Launch нужна "Энергии", поскольку она изготавливает разгонный блок для "Зенита", а коммерческие перспективы ракеты и блока связаны с тем, как будет решено будущее этого проекта, поясняет "Ведомостям" член-корреспондент Академии космонавтики Андрей Ионин. На рынке коммерческих запусков осталось фактически три игрока - европейский Arianspace, International Launch Services (ILS) и Sea Launch и распределение заказов между ними прогнозировать невозможно, говорит Ионин.
В ситуации с банкротством Sea Launch может повториться история 2007 г., которая произошла с ГКНПЦ им. Хруничева, говорит "Ведомостям" предприниматель, близкий к руководству Роскосмоса. Тогда Lockheed Martin, партнер "Хруничева" по совместному предприятию ILS, которое занималось коммерческими запусками с Байконура, продала долю в СП некой Space Transport. "Хруничеву", чтобы не потерять прав на запуски на международном рынке "Протонов" и "Ангары", принадлежавших ILS, пришлось в 2008 г. выкупить долю Space Transport в ILS примерно за $200 млн, взятых в кредит у Сбербанка.
Вероятно, Boeing в отличие от Lockheed Martin выйдет из бизнеса не через перепродажу акций, а через банкротство, полагает предприниматель. Не случайно гендиректор "Энергии" Виталий Лапота говорил, что Sea Launch планируется спасти, но не уточнил как, вторит ему менеджер предприятия аэрокосмической промышленности: придется обратиться к господдержке в виде кредита от госбанка в сотни миллионов долларов, чтобы не потерять принадлежащих Sea Launch прав на запуск ракет "Зенит". Представители "Энергии" и Роскосмоса этот вариант не комментировали.
Эксперты "Коммерсанта" замечают, что еще год назад американцы посчитали невыгодным заниматься этим проектом, но у российских и украинских участников интерес остается. Что понятно: 67% ракеты-носителя производится в России, а сборка производится на Украине. С технической стороны претензий к Sea Launch нет, но не оправдала надежд экономическая модель проекта. Источник "Ъ" в космической отрасли поясняет, что исходно Sea Launch планировала в разы большую интенсивность запусков: предполагалось, что на платформу будет загружаться по две-три ракеты, после чего она должна была выходить в море и осуществлять последовательные запуски.
Представитель Boeing сообщил лишь, что эта корпорация и другие партнеры поддерживают усилия "Морского старта" по изучению различных способов реструктуризации согласно надлежащей процедуре банкротства. Ионин пояснил "Ведомостям", что проекты ILS и Sea Launch были инициированы в конце 1990-х в расчете на рост запусков спутников связи, но эти расчеты не оправдались: спутниковая связь проиграла наземным решениям, поэтому желание американских корпораций покинуть проекты вполне объяснимо.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Российские школьники создадут симулятор космического аппарата
- 2 Стартовал прием заявок на конкурс в сфере космических технологий программы «Дежурный по планете»
- 3 Российские школьники заняли третье место на конкурсе Kazakhstan Smart Space
- 4 Российских школьников и студентов позвали на конкурс по космическим технологиям и технике в Казахстане
- 5 Космический инкубатор: как использовать космические технологии в бизнесе
ВОЗМОЖНОСТИ
29 марта 2024
31 марта 2024
31 марта 2024
Популярное
Лонгриды