Россия потратит сотни миллионов на спасение "Морского старта"

Расскажите друзьям

Долг проекта - $1 млрд, американцы сочли его не выгодным, но "Энергии" нужна эта космоплощадка

Консорциум Sea Launch, занимающийся запуском космических аппаратов с плавучей платформы,  подал на банкротство. Спасать его с разрешения американского суда будет космическая корпорация "Энергия", акционер консорциума: она оплатит текущую деятельность Sea Launch и, возможно, выкупит его целиком. Крупнейший акционер проекта американский Boeing потерял интерес к нему еще год назад. 

Специально созданная "дочка" РКК "Энергия" компания Energia Overseas Limited (EOL) поможет выходу из процедуры банкротства консорциуму по запуску спутников с морской платформы "Морской старт" (Sea Launch), сообщает консорциум. Решение предварительно утверждено 27 апреля окружным судом по банкротствам штата Делавэр, в котором слушается дело Sea Launch.

Заявление на защиту от банкротства Sea Launch подала 22 июня 2009 года - по главе 11 кодекса о банкротстве США, предполагающей санацию без ликвидации. Компания должна была найти инвестора для финансирования реорганизации и реструктуризации долга. На первом этапе им стала американская Space Launch Services (SLS), которая предоставляла Sea Launch финансирование с начала процедуры банкротства. Теперь SLS сменит EOL, которая, по данным "Коммерсанта", получила контроль над процессом вывода Sea Launch из банкротства.

Как уточнила вчера "Энергия", суд предварительно одобрил соглашение Sea Launch и EOL о дополнительном финансировании текущей деятельности консорциума на сумму $30 млн. $19 млн из них заместят кредит, который консорциум предполагал получить у SLS и Фонда Роберта Хайнлайна, созданного после смерти знаменитого фантаста для популяризации космоса. "Условия, предложенные EOL, оказались выгоднее", - сказала вчера представитель компании Sea Launch Пола Корн (цитата по "Коммерсанту"). Об источнике средств для замещения кредита представитель "Энергии" говорить с "Ведомостями" отказались.

Как коммерческие запуски до банкротства довели

По данным ЕГРЮЛ и "СПАРК-Интерфакса", 99,5% долей ООО "Энергия оверсиз" (она же EOL) принадлежит ООО "ИК "Развитие"" - 100-процентной дочерней компании РКК "Энергия". Остальные 0,5% долей принадлежат ООО "ИК "Трансфер"", единственным учредителем которой является гендиректор ""Энергии оверсиз" Вячеслав Шеянов, в конце 1990-х работавший вице-президентом группы СОК, а затем - управляющим директором по работе с крупными клиентами ВТБ. 

Зарегистрированная в США Sea Launch - оператор ракетно-космического комплекса "Морской старт", построенного для коммерческих запусков космических аппаратов на околоземные орбиты. Компания появилась в 1995 г., 40% ее - у Boeing, 25% - у  "Энергии", 20% - у норвежской Aker ASA, 15% - у украинской SDO Yuzhnoye/PO Yuzhmash (КБ  "Южное" и завод "Южмаш" из Днепропетровска). С морской платформы, построенной в Выборге по норвежскому проекту, Sea Launch запускала спутники с помощью ракеты "Зенит-3SL", разработанной "Южным" и собираемой на "Южмаше" с использованием разгонного блока "Энергии" и российских двигателей. Морская платформа и корабль управления базируются в Калифорнии, ракеты запускаются из района экватора в Тихом океане.

С 1999 г. Sea Launch запустила 33 ракеты, 30 запусков были успешными. Общий долг компании на момент подачи заявления о банкротстве оценивался в $1 млрд, активы - в $100-500 млн, стоимость запуска - более $80 млн. Как поясняется в годовом отчете Boeing за 2009 год, значительную часть долга Sea Launch составляли обязательства перед самой Boeing. Кроме того, у компании на момент подачи заявления была дефолтная задолженность на сумму $448 млн, гарантия по которой была предоставлена Boeing. Уже 1 июля 2009 года Boeing оплатил долг, но по условиям гарантии у компании есть право требования компенсации от остальных акционеров Sea Launch в размере, пропорциональном их доле в уставном капитале.

Зачем нужна Sea Launch 

Sea Launch нужна "Энергии", поскольку она изготавливает разгонный блок для "Зенита", а коммерческие перспективы ракеты и блока связаны с тем, как будет решено будущее этого проекта, поясняет "Ведомостям" член-корреспондент Академии космонавтики Андрей Ионин. На рынке коммерческих запусков осталось фактически три игрока - европейский Arianspace, International Launch Services (ILS) и Sea Launch и распределение заказов между ними прогнозировать невозможно, говорит Ионин.

В ситуации с банкротством Sea Launch может повториться история 2007 г., которая произошла с ГКНПЦ им. Хруничева, говорит "Ведомостям" предприниматель, близкий к руководству Роскосмоса. Тогда Lockheed Martin, партнер "Хруничева" по совместному предприятию ILS, которое занималось коммерческими запусками с Байконура, продала долю в СП некой Space Transport. "Хруничеву", чтобы не потерять прав на запуски на международном рынке "Протонов" и "Ангары", принадлежавших ILS, пришлось в 2008 г. выкупить долю Space Transport в ILS примерно за $200 млн, взятых в кредит у Сбербанка.

Вероятно, Boeing в отличие от Lockheed Martin выйдет из бизнеса не через перепродажу акций, а через банкротство, полагает предприниматель. Не случайно гендиректор "Энергии" Виталий Лапота говорил, что Sea Launch планируется спасти, но не уточнил как, вторит ему менеджер предприятия аэрокосмической промышленности: придется обратиться к господдержке в виде кредита от госбанка в сотни миллионов долларов, чтобы не потерять принадлежащих Sea Launch прав на запуск ракет "Зенит". Представители "Энергии" и Роскосмоса этот вариант не комментировали. 

Эксперты "Коммерсанта" замечают, что еще год назад американцы посчитали невыгодным заниматься этим проектом, но у российских и украинских участников интерес остается. Что понятно: 67% ракеты-носителя производится в России, а сборка производится на Украине. С технической стороны претензий к Sea Launch нет,  но не оправдала надежд экономическая модель проекта. Источник "Ъ" в космической отрасли поясняет, что исходно Sea Launch планировала в разы большую интенсивность запусков: предполагалось, что на платформу будет загружаться по две-три ракеты, после чего она должна была выходить в море и осуществлять последовательные запуски.

Представитель Boeing сообщил лишь, что эта корпорация и другие партнеры поддерживают усилия "Морского старта" по изучению различных способов реструктуризации согласно надлежащей процедуре банкротства. Ионин  пояснил "Ведомостям", что проекты ILS и Sea Launch были инициированы в конце 1990-х в расчете на рост запусков спутников связи, но эти расчеты не оправдались: спутниковая связь проиграла наземным решениям, поэтому желание американских корпораций покинуть проекты вполне объяснимо.


Комментарии

  • Игорь Андреев 07:16, 6.05.2010
    0
    Плавучим космодромам больше 40 лет. Я в СА смотрел секретный фильм по регулированию этой платформы в шторм. Впечатляет. А можно космонавтов запускать с АПЛ. Тоже спечатляет и шторм не страшен. Лучше в экватора, меньше керосина.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
MIXX Conference 2017
3 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase