Архив rb.ru

Россия присоединилась к буму сверхскоростных железных дорог

Архив rb.ru
Илья

Илья

В декабре стартует первая линия сверхскоростных поездов "Сапсан" между Москвой и Петербургом

Россия присоединилась к буму сверхскоростных железных дорог
Присоединиться

  Россия подключилась к всемирному железнодорожному буму, пишет газета Wall Street Journal. В декабре готовится запуск восьми первых аэродинамических поездов нового поколения "Сапсан", что знаменует собой разрыв с традицией "уравниловки" в российских железнодорожных перевозках, считает издание.

В этом году мировые затраты на приобретение новейших железнодорожных составов и оборудования, по прогнозам, достигнет $182 млрд. Это ненамного больше, чем в прошлом году, зато на 18% превосходит инвестиции в 2004 г. По подсчетам ассоциации Unife, к 2016 г. вложения средств в этой области во всем мире вырастут до $225 млрд.

Гонка железнодорожных сообщений

В США президент Барак Обама пообещал вложить $13 млрд в течение 5 лет на постройку высокоскоростных трасс, которые соединили бы крупнейшие города страны. Франция надеется к 2020 г. удвоить свою высокоскоростную сеть дорог до 2,5 тыс. миль. В 2010 г. Испания превзойдет Японию по длине скоростных железнодорожных трасс. Но пройдет немного времени, и Индия и Китай обгонят Испанию. По словам Жианвей Жанга, президента китайского представительства Bombardier, Китай сегодня делает стратегические инвестиции в постройку высокоскоростной транспортной системы. Страна намерена построить "самую передовую железнодорожную сеть в мире".

Основной мотив, который подталкивает правительства вкладывать деньги в развитие железных дорог - не само по себе развитие транспортной инфраструктуры, а желание стимулировать экономику в целом. Ведь затраты на развитие железнодорожной дороги помогают сохранить рабочие места в предприятиях целого ряда отраслей, от машиностроения до туризма. Они будут иметь долгосрочный эффект на экономический рост, говорит Майкл Клаузекер, директор Unife. Не последний мотив и забота об окружающей среде, пишет WSJ.

За железными дорогами все еще будущее

Производители современных поездов выиграют первыми. Среди них - немецкая Siemens, японская Hitachi, канадская Bombardier. Все они в этом году работают с прибылью, несмотря на кризис, отмечает The Wall Street Journal. Китай заказал у Bombardier 80 скоростных поездов Zefiro общей стоимостью $2 млрд, которые должны быть сданы к 2014 г. 30 поездов он сделает для немецкой Karlsruhe за $190 млн.

Железнодорожное подразделение японской Hitachi поставило за прошедший год в Великобританию 6 поездов, благодаря чему ее прибыль выросла на 19%. Hitachi - не единственная компания, которая постепенно переориентируется с других рынков на железные дороги. Сильное железнодорожное подразделение есть у General Electric, которая в основном производит локомотивы для грузовых поездов. В планах - производство скоростных пассажирских составов не только для американского рынка, но и для поставки в Казахстан, Монголию и другие страны.

Железнодорожная держава

В Европе крупнейшим железнодорожным рынком является Россия с ее железными дорогами общей протяженностью в 85 тыс. км и 1,3 млрд пассажиров в год. Поэтому неудивительно, что производители стараются получить заказы у нашего монополиста - РЖД. В частности, французская Alstom в марте создала совместное предприятие в России.

Но крупнейшей инвестицией РЖД является "Сапсан": РЖД потратила около $1 млрд на восемь поездов компании Siemens под маркой Velaro, произведенных в Германии.


"Сапсан" отправится точно в срок

Готов к запуску

30 июля этого года высокоскоростной поезд уже совершил первую демонстрационную поезду по маршруту Москва - Санкт-Петербург. Поезд двигался по маршруту со скоростью от 160 до 250 км/ч. Впрочем, когда будут запущены регулярные маршруты, , "Сапсан" не будет двигаться на своей максимальной скорости, т.к. возникли сложности с модернизацией путей между Москвой и Петербургом.

Первый регулярный рейс поезда на линии Санкт-Петербург - Москва, расстояние между которыми "Сапсан" должен преодолеть за 3 часа 45 минут (что на 45 минут быстрее нынешних скоростных поездов ЭР200), состоится в декабре 2009 года. Кроме линии Москва - Санкт-Петербург, вскоре будет запущена и линия Москва - Нижний Новгород.

Первый поезд Siemens в России будет сформирован из 10 вагонов, он вместит 604 человека. Билет на "Сапсан" будет стоить около $100, т.е. примерно столько же как, и перелет между российскими столицами на самолете.

Пассажиры бизнес-класса, которые летают между столицами на самолете, с удовольствием готовы пересесть на скоростной поезд. "Все станет удобнее", - говорит в интервью WSJ Ирина Дарьенко, специалист из московского офиса Alcatel-Lucent, которая по работе ездит в Петербург три раза в год. Она отмечает, что теперь не нужно будет стоять в длинных очередях к пропускным пунктам, а также ехать в аэропорт из центра города.

Ночные поезда РЖД, у которых на дорогу от Москвы до Петербруга уходит около 8 часов, продолжат курсировать между столицами. Они перейдут в чисто "бюджетный класс" и будут предназначены для пассажиров, которые не готовы платить $100 за билет. Дневные же поезда будут полностью заменены "Сапсаном".

Самолеты в прошлом

По мнению Александра Думнича, начальник поезда "Красная стрела", поезда "Сапсан" вытеснят воздушные пассажирские перевозки. Впрочем, с ним не соглашается Алексей Даибов, аудитор петербургского отделения компании PricewaterhouseCoopers. По его мнению, появление "Сапсана" приведет только к удешевлению авиабилетов.

Кстати, скоростная дорога, которая открылась между Мадридом и Барселоной в прошлом году, действительно переманила к себе большинство пассажиров, которые раньше путешествовали самолетами. В итоге количество авиарейсов между городами сократилось наполовину - до 35 в день.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Кьелл Нордстрем: Капитализм — это большая сортировочная машина
  2. 2 «Делимобиль» начнет работать в Сочи
  3. 3 «АвтоВАЗ» подал в Роспатент заявку на регистрацию восьми товарных знаков
  4. 4 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда
  5. 5 DeepTech в транспортной отрасли: кто инвестирует в наукоемкие стартапы