Россия станет крупнейшим в Европе интернет-рынком

Расскажите друзьям
Андрей
Андрей

Западные компании не могут угнаться за коренными конкурентами, пишет FT

Россия остается одним из немногих в Европе интернет-рынков, который не пал перед глобальным наступлением американских технологических гигантов, пишет Financial Times. По прогнозам экспертов, в ближайшее время Россия может стать самым крупным рынком в Европе.
 
Местные герои, такие как крупнейший российский портал Mail.ru и ведущий поисковик страны Яндекс, выпустили свои акции на рынок в свободную торговлю, и за последние 12 месяцев они разошлись по умопомрачительным ценам, удерживая линии обороны против Google, Yahoo и Facebook. Издание отмечает, что на помощь гигантам движутся российские компании электронной торговли, которые быстро развиваются.
 
"Я не думаю, что большие компании, такие как Facebook или Amazon, сделали что-то неправильно. Я думаю, что динамика нашего рынка помогает местным игрокам", - говорит основатель и руководитель российской инвестиционной компании в сферу высоких технологий ru-Net Леонид Богуславский. Под ее управлением находится $700 млн, а сам Богуславский в 2000 году вложил средства в Яндекс.
 
Есть куда вкладывать
 
На прошлой неделе российский конкурент Amazon интернет-магазин Ozon.ru привлек инвестиции ru-Net и других компаний на сумму $100 млн. Это самое крупное в стране привлечение средств венчурного капитала в онлайновую торговлю, отмечает FT.
 
Ozon.ru уже является лидером по продажам книг и компакт-дисков, и в прошлом году его выручка составила $137 млн. Сейчас компания переходит к продаже более дорогостоящих товаров, таких как туристические поездки в стиле сайта Expedia, товары для детей, предметы домашнего обихода, одежда и косметика. Для многих покупателей это настоящий кладезь продукции, которую можно найти только в онлайне. "В провинции получить доступ к товарам полутора миллионов наименований это просто рай, потому что  ты можешь купить такие вещи, о существовании  которых даже не подозревал", - говорит директор Ozon.ru Маэль Гавэ.
 
Инвестициям в Ozon в этом году предшествовал вклад в KupiVIP на сумму $55 млн. Этот онлайновый магазин закрытых интернет-продаж, действующий на манер Gilt Groupe и Vente-Privee, продает предметы роскоши и товары модных брэндов со скидками, освобождая склады, а также эти компании от смущения, поскольку у них отпадает необходимость заниматься распродажами через магазины, пишет издание.
 
Борьба за клики
 
Отмечается, что сайт объявлений Avito успешно вытесняет с рынка своего американского конкурента Craigslist, а сайт Molotok, пользующийся поддержкой Mail.ru, создает конкуренцию Ebay. В сегменте дисконтной торговли целый ряд конкурентов осложняют жизнь компании Groupon, несмотря на ее партнерство с Mail.ru. За примерами далеко ходить не нужно. Это интернет-магазины KupiKupon, Biglion и Vigoda. При этом часть из них уже получают прибыль в десятки миллионов долларов, хотя с момента запуска прошел лишь один год.
 
Россия начинает все чаще занимать умы глобальных компаний высоких технологий, поскольку интернет-торговля идет по стране семимильными шагами, пишет FT. По этому показателю страна уже занимает третье место, поскольку в 2010 году количество покупателей в сети составило 60 млн человек. И по данным comScore, оно увеличивается на 15% ежегодно.
 
Издание делает вывод, что Россия в течение двух лет вполне может опередить Германию, став самым крупным интернет-рынком в Европе. А поскольку сейчас появляется все больше покупателей с периферии, а не только из Москвы и Санкт-Петербурга, то, согласно прогнозам консалтинговой инвестиционной фирмы GP Bullhound, к 2013 году в России будет 93 млн интернет-покупателей, причем 71 млн будет для покупок в интернете пользоваться мобильными телефонами 3G.
 
Иностранцам наших не догнать
 
Так как рынок растет со скоростью снежного кома, иностранные игроки торопятся догнать местных лидеров, которые не только уже закрепились на своих позициях, но и лучше разбираются в языковых алгоритмах, что дает им возможность  обеспечивать более точные результаты поиска на кириллице, опережая зарубежных конкурентов. 
 
"В настоящий момент дело не только в передовых технологиях, - говорит аналитик из московской брокерской компании "УРАЛСИБ Капитал" Константин Белов, объясняя, как компания интернет-поиска Яндекс сумела сохранить преимущества перед Google. – Важнее местный опыт и понимание местных реалий. То же самое касается и электронной коммерции".
 
Но они стараются
 
За последние пять лет на российском рынке заработало множество компаний, таких как Index Ventures, Balderton Capital, Accel Partners и американский хедж-фонд Tiger Global.
 
"Инвесторы ищут для себя новые возможности на этом рынке, который традиционно считается трудным для инвестирования, - говорит партнер GP Bullhound Хью Кэмпбелл. – Инвесторы стремятся понять, к кому придут остальные 60 млн покупателей, живущие не в Москве и Санкт-Петербурге. Они хотят понять, каково качество начинающих партнерств из социальных сетей, какова их стратегия регионализации. И они не считают, что язык это преграда для крупных международных фирм".
 
Самая мощная защита Ozon и KupiVIP от иностранных агрессоров - это их собственные сети доставки. В отличие от Amazon, которая преуспевает на других рынках благодаря использованию почтовых служб и курьерских компаний, таких как DHL, российские службы либо слишком неразвиты, либо слишком дороги. Это и заставило Ozon и KupiVIP создать свои собственные сети доставки, чтобы справиться с многомиллионными заказами, поступающими каждый день.
 
"У нас есть значительное конкурентное преимущество в том, что у нас единственная в России настоящая сеть доставки, - говорит Гаве. – Чтобы составить нам в этом конкуренцию, понадобятся очень большие деньги".
 
Конечно, это значит, что Ozon вынужден много инвестировать. Его служба курьерской доставки "О-Курьер" действует в 97 городах по всей России и имеет 959 пунктов получения товаров. Кроме того, Ozon предлагает услуги 60 более мелким компаниям электронной торговли.
 
Платить сложно
 
В России также необычайно сложна система оплаты. Ozon принимает 13 видов платежей, однако на долю оплаты при доставке приходится 80% всех продаж. Это соответствует предпочтению городских жителей, которое они отдают терминалам оплаты, разбросанным в огромных количествах по всем городам. Они позволяют жителям оплачивать счета за телефоны и интернет наличными, не пользуясь онлайновыми расчетами с кредитной карточки. "Они не хотят, чтобы кто-то узнал их данные", - считает Кэмпбелл.
 
Плюсом является то, что русские больше доверяют рекомендациям своих друзей в онлайне, чем жители других стран. "Здесь существует очень и очень активная блогосфера, и социальные сети также очень важны", - считает эксперт.
 
Многочисленные трудности логистики являются причиной того, что рынок электронной коммерции в России по-прежнему относительно слаб.
 
По оценкам GP Bullhound, траты через интернет в общем объеме розничной торговли в России составляют 1,5%, в то время как в Европе они в среднем равны 6%, а в Британии 11%.
 
"Если вы посмотрите на количество уникальных покупателей в масштабах всей России, то это мелочь, - говорит основатель и управляющий директор консалтинговой фирмы по корпоративным финансам из сферы интернета Noah Advisors Марко Джо Родзинек. – Тот игрок, который сможет закрепиться и расширить свою деятельность в этом высокодоходном сегменте рынка, станет российской Amazon. Не факт, что нынешние игроки останутся в лидерах лет через десять".
 
Пер-Юрген Персон, являющийся управляющим партнером шведского венчурного инвестора Northzone, вложившего средства в Avito, признает, что его фирма медленно проникает на этот рынок. Но он отмечает, что проблема заключается в выборе правильных компаний, а не самого рынка. "Будучи новичками на российской земле, мы не хотим спешить, стремясь получше узнать игроков на рынке, прежде чем вкладываться во второй раз, - говорит он. – В чужой стране и культуре очень трудно понять, какие команды бегут по-настоящему, а какие нет".

Ведущий аналитик УК "АГАНА" Александр Алексеев отмечает, что рынок интернет торговли в России развивается высокими темпами. "Успех российских компаний можно объяснить закрытостью нашего рынка, - заявил он в разговоре с RB.ru. - Зарубежные крупнейшие компании, такие как Amazon и Ebay ориентируются на реализацию новых проектов в США, Европе и Азии, а к российскому рынку относятся по остаточному принципу, так как понимают, что столкнутся с большими проблемами".
 
По словам эксперта, Ozon, Molotok и другие останутся локальными игроками, так как зарубежные рынки уже заняты. В случае если торговые границы между Россией и остальным миром будут открыты, то, скорее всего, российские компании начнут терять свои позиции, так как у зарубежных компаний есть намного большие ресурсы для успешной реализации новых проектов, и они будут развиваться опережающими темпами. "Еще одной проблемой для зарубежных корпораций является неразвитая российская транспортная инфраструктура, в отличие от США и Европы. Компаниям, деятельность которых завязана на Интернет коммерции, проще будет купить российский аналог с отлаженной службой доставки, чем развивать бизнес с нуля", - напоминает Алексеев.
 
"Что касается интернет поисковиков, то российские Mail и Yandex действительно пока что сдерживают оборону, - считает он. - Однако нужно понимать, что у Google есть огромное количество сервисов, пользуясь которыми пользователи могут постепенно сменить свои привычки и "пересесть" на американский аналог. У российских поисковиков просто нет таких средств, чтобы реализовывать настолько масштабные проекты. Пока рынок развивается высокими темпами ежегодно, интернет компании по всему миру будут тоже расти. Но как только произойдет насыщение (возможно уже через несколько лет), то и борьба будет происходить не за новых, а за уже действующих клиентов".


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase