Россияне экономят на продуктах, покупая где подешевле

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Отказаться же полностью от привычных продуктов потребители не хотят, отмечает Profi Online Research

Несмотря на сокращение доходов, россияне в кризис не готовы отказаться от привычных продуктов питания, но, чтобы сэкономить, ищут места, где привычные покупки можно сделать дешевле. При этом желающих сэкономить становится все больше, констатирует Profi Online Research. Отмечают изменения в поведении покупателей и ритейлеры.

С начала 2009 года падение реальных доходов населения - основного показателя, на который ориентируются потребители при оценке состояния экономики - оказалось не столь значительным, как ожидали россияне в связи с кризисом. Доходы населения за 8 месяцев, по данным Росстата, по сравнению с прошлым годом сократились на 0,7%, реальные зарплаты - на 3,3%.

Минздравсоцразвития, рапортуя о состоянии безработицы, отмечает ее снижение: официально зарегистрированных безработных по данным на 14 октября насчитывается 2 млн 018,9 тыс. человек, что на 0,8% меньше, чем неделей ранее. Казалось бы, кризис отступает, и россияне должны увеличивать потребительские расходы, что в свою очередь позитивно скажется на производителях.

Россияне ищут, где дешевле

Однако, согласно результатам исследования Profi Online Research (читайте в доп.материале), россияне не теряют бдительности: они стараются искать возможности уменьшить свои растраты. Именно поэтому число участников исследования, отмечавших, что не экономят и не планируют экономить на многих категориях продуктов, несколько уменьшилось.

Основным способом экономии россиян на продовольствии стал поиск точек, в которых товары, которые граждане привыкли покупать, стоят дешевле. Таким образом экономит почти половина респондентов - 41% в первом квартале 2009 года и 45% в третьем квартале. Как отмечается в исследовании, это говорит о том, что россиянам оказалось сложно отказаться от привычных им продуктов, несмотря на то, что финансовый кризис значительно пошатнул финансовое положение многих из них.

Исключение составляет разве что хлеб и детское питание - чтобы купить их, люди не стараются искать места, которые предлагают более демократичную стоимость на эти продукты. Эксперты Profi Online Research связывают это с тем, что на детях потребители экономить не готовы, а при покупке хлеба в цене выиграть сложно.  Однако такие категории продуктов как колбасные изделия, чай, кофе, овощи, полуфабрикаты респонденты стали покупать в торговых точках, которые дают возможность им экономить.

Практика покупки товаров большими объемами, которая широко распространена на Западе, в России признания не получила: как в первом, так и в третьем квартале к ней прибегали только 8% респондентов. Из тех, кто все-таки старается в целях сокращения затрат закупаться продуктами впрок, около 15% опрошенных приобретают большими объемами бакалею и макаронные изделия.

Ритейлеры заметили перемены

"Ярко выраженное снижение покупательской активности и смещения спроса в сторону более дешевых продуктов мы наблюдаем с февраля этого года", - говорит RB.ru Светлана Витковская, пресс-секретарь X5 Retail. По ее словам, в третьем квартале количество покупателей во всех магазинах компании увеличилось на 7%, однако больше всего потребителей привлекли дискаунтеры "Пятерочка" (рост на 12%).

Однако высокий уровень безработицы и снижение покупательской способности населения негативно сказываются на размере средней покупки, констатирует собеседница RB.ru. Так, средний чек в гипермаркетах "Карусель" составил 594,8 рубля, в супермаркетах "Перекресток" - 337,8 рубля, в дискаунтерах "Пятерочка" - 242,7 рубля.

"Пока мы не видим признаков изменения ситуации в лучшую сторону и ожидаем, что население продолжит экономить в четвертом квартале 2009 года", - отмечает Витковская.

Покупатели стали отказываться от элитных продуктов - дорогих алкогольных напитков, элитных сортов колбас и т.д., говорит RB.ru Инна Соснова, пресс-секретарь компании "Лента". В то же время, по ее словам, клиенты, покупающие продукцию в низком ценовом сегменте, не готовы отказаться, в частности, от не самых дешевых сортов хлеба, демонстрируя лояльность, привычку к определенным брендам. 

"Мы фиксируем сокращение числа покупаемых за одно посещение товаров в 2009 году по сравнению с прошлым годом: покупатели стараются тратить меньше денег за каждое посещение, отказываясь от покупок товаров, которые не являются необходимыми. Также фактически снижается размер затрат за одно посещение - за год этот показатель в целом по компании уменьшился примерно на 50 рублей", - поясняет RB.ru начальник отдела маркетинга "Ленты" Алексей Орлов.

Потребительский климат улучшается

Тенденции на потребительском рынке в июле-сентябре начали показывать признаки улучшения, говорит RB.ru Александр Демидов, генеральный директор GfK RUS. По его словам, это выражается в том, что замедлились темпы падения рынка товаров длительного пользования. Если к марту 2009 года рынок в годовом выражении сократился на 20%, то сейчас он, конечно, ниже прошлогодних уровней, но не так значительно, отмечает эксперт. В то же время, по словам Демидова, продолжается рост потребления товаров первой необходимости. "В стоимостном выражении за январь-сентябрь рынок вырос на 22%: 10% за счет инфляции, еще 8% - рост цен на продукты питания и 4% роста обеспечил переход россиян на потребление более дорогих товаров", - говорит собеседник RB.ru.

По словам Демидова, россияне даже в условиях кризиса не готовы экономить на фармацевтических продуктах, продовольствии, оплате ЖКХ и выплате кредитов.

Что касается перспектив, то, по мнению Демидова, потребительский климат будет улучшаться, хотя безработица будет расти.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase