Андрей
Люди не верят в окончание кризиса и копят деньги на "черный день"
Население России пока не хочет тратить деньги, предпочитая копить. Доходы растут, но то, что люди складывают деньги в кубышку, не помогает экономике страны. И хотя Минэкономразвития заметило "активизацию покупательского спроса" в марте, говорить о смене модели поведения потребителей еще рано. Эксперты либо не заметили повышения спроса вовсе, либо не считают возможным делать прогнозы, основываясь на данных одного месяца.
Тенденция сокращать расходы в пользу сбережений, пришедшая в 2009 г. на смену потребительскому буму, продолжается. Об этом свидетельствуют данные мониторинга Минэкономразвития за I квартал 2010 г. Расходы людей на покупки увеличиваются, но почти вдвое медленнее, чем растут их доходы: за январь - март на сбережения направлены беспрецедентные 15,8% всех доходов против 8,7% за тот же период 2009 г. и 5,3% - за весь 2008 год. А доля доходов, потраченных на покупки, сократилась с 58,9% до 56,2%, пишут "Ведомости".
Между тем сами денежные доходы за I квартал выросли на 13,8% (к такому же периоду 2009 г.) во многом за счет индексации пенсий и социальных пособий. По расчетам Минэкономразвития, благодаря этому реальные располагаемые доходы населения (с учетом инфляции и за вычетом обязательных платежей) в январе скакнули на 5,2%, но уже в феврале и марте рост сменился спадом на 2,8-2,9% (к предыдущим месяцам). Индексация вызвала временный рост спроса и цен на социально значимые продукты, пишет министерство, к марту этот спрос исчерпался и рост цен на продовольствие замедлился.
Утилизация помогла
Зато в марте стартовала госпрограмма "деньги за автохлам". Продажи легковых автомобилей в сравнении с февралем выросли на 32,7%, зафиксировало Минэкономразвития. И хотя россияне по-прежнему тратятся на продукты питания в ущерб промтоварам (доля продовольствия в товарообороте розницы выросла до 49,1% против 48,5% за январь - март 2009 г.), министерство замечает "активизацию покупательского спроса": в марте впервые за последние 13 месяцев продажи непродовольственных товаров перестали падать и начали расти - на 1,8% к марту-2009 (вся розница выросла на 2,9%). Особенно заметно в марте возросли продажи одежды, холодильников, мобильных телефонов, перечисляет министерство в мониторинге.
Реализация программы "деньги за автохлам" добавила розничному обороту в марте порядка 5 млрд руб., это менее 1% оборота всей непродовольственной розницы.
Эксперт, опрошенный газетой, заявил, что автопром - достаточно мультипликативная отрасль, он влияет на производство шин, металлов, красок, лаков, стекла и т. д., но связывать рост спроса на все промтовары с оживлением автопрома не стоит. Как в докризисный год, так и в 2009 г. продажи марта превышали продажи февраля на 2%, а в 2010 г. - на 14%, отмечает представитель "Евросети", объясняя причины всплеска снижением цен на рынке, заменой отслуживших свое аппаратов и оживлением потребкредитования. А вот торговцы бытовой техникой всплеска продаж не зафиксировали. По словам участника рынка, незначительный рост был зафиксирован лишь в апреле.
Рано радуетесь
Эксперты склонны считать, что говорить о смене потребительских настроений по итогам одного месяца рано. Рост спроса будет устойчивым, не ранее чем возобновится рост потребительского кредитования. По оценке ЦБ, потребкредитование в 2010 г. вырастет примерно на 10%. Но зафиксированный в марте первый прирост обязательств населения перед банками оказался вызван несколькими краткосрочными сделками банка "Уралсиб". Сбербанк смог нарастить розничный кредитный портфель, а выдача ипотечных кредитов и вовсе вышла на докризисный уровен.
При этом в I квартале вклады граждан в российских банках, по данным ЦБ, выросли на 4% (до 7,8 трлн руб.). Но ставки по вкладам уже не способствуют наращиванию сбережений, считает эксперт "Ведомостей": в марте средние ставки по депозитам населения до года составили 7,4% против 10% в октябре 2009 г. (максимум 2009 г.). Из-за укрепления рубля сбережения в валюте тоже потеряли привлекательность. В течение нескольких месяцев население пересмотрит структуру использования своих доходов в пользу потребления.
По словам эксперта, опрошенного изданием, потребительское поведение отстает от общеэкономического тренда. Если экономика прошла дно в середине 2009 г., то для социальной сферы худшим будет именно 2010 год. Февральский опрос ВЦИОМ показывает, что в сравнении с декабрем боязнь безработицы у россиян увеличилась (индекс вероятности увольнений составил 33 пункта против 30), а шансы на трудоустройство остаются неизменными с лета 2009 г.
Тенденция сокращать расходы в пользу сбережений, пришедшая в 2009 г. на смену потребительскому буму, продолжается. Об этом свидетельствуют данные мониторинга Минэкономразвития за I квартал 2010 г. Расходы людей на покупки увеличиваются, но почти вдвое медленнее, чем растут их доходы: за январь - март на сбережения направлены беспрецедентные 15,8% всех доходов против 8,7% за тот же период 2009 г. и 5,3% - за весь 2008 год. А доля доходов, потраченных на покупки, сократилась с 58,9% до 56,2%, пишут "Ведомости".
Между тем сами денежные доходы за I квартал выросли на 13,8% (к такому же периоду 2009 г.) во многом за счет индексации пенсий и социальных пособий. По расчетам Минэкономразвития, благодаря этому реальные располагаемые доходы населения (с учетом инфляции и за вычетом обязательных платежей) в январе скакнули на 5,2%, но уже в феврале и марте рост сменился спадом на 2,8-2,9% (к предыдущим месяцам). Индексация вызвала временный рост спроса и цен на социально значимые продукты, пишет министерство, к марту этот спрос исчерпался и рост цен на продовольствие замедлился.
Утилизация помогла
Зато в марте стартовала госпрограмма "деньги за автохлам". Продажи легковых автомобилей в сравнении с февралем выросли на 32,7%, зафиксировало Минэкономразвития. И хотя россияне по-прежнему тратятся на продукты питания в ущерб промтоварам (доля продовольствия в товарообороте розницы выросла до 49,1% против 48,5% за январь - март 2009 г.), министерство замечает "активизацию покупательского спроса": в марте впервые за последние 13 месяцев продажи непродовольственных товаров перестали падать и начали расти - на 1,8% к марту-2009 (вся розница выросла на 2,9%). Особенно заметно в марте возросли продажи одежды, холодильников, мобильных телефонов, перечисляет министерство в мониторинге.
Реализация программы "деньги за автохлам" добавила розничному обороту в марте порядка 5 млрд руб., это менее 1% оборота всей непродовольственной розницы.
Эксперт, опрошенный газетой, заявил, что автопром - достаточно мультипликативная отрасль, он влияет на производство шин, металлов, красок, лаков, стекла и т. д., но связывать рост спроса на все промтовары с оживлением автопрома не стоит. Как в докризисный год, так и в 2009 г. продажи марта превышали продажи февраля на 2%, а в 2010 г. - на 14%, отмечает представитель "Евросети", объясняя причины всплеска снижением цен на рынке, заменой отслуживших свое аппаратов и оживлением потребкредитования. А вот торговцы бытовой техникой всплеска продаж не зафиксировали. По словам участника рынка, незначительный рост был зафиксирован лишь в апреле.
Рано радуетесь
Эксперты склонны считать, что говорить о смене потребительских настроений по итогам одного месяца рано. Рост спроса будет устойчивым, не ранее чем возобновится рост потребительского кредитования. По оценке ЦБ, потребкредитование в 2010 г. вырастет примерно на 10%. Но зафиксированный в марте первый прирост обязательств населения перед банками оказался вызван несколькими краткосрочными сделками банка "Уралсиб". Сбербанк смог нарастить розничный кредитный портфель, а выдача ипотечных кредитов и вовсе вышла на докризисный уровен.
При этом в I квартале вклады граждан в российских банках, по данным ЦБ, выросли на 4% (до 7,8 трлн руб.). Но ставки по вкладам уже не способствуют наращиванию сбережений, считает эксперт "Ведомостей": в марте средние ставки по депозитам населения до года составили 7,4% против 10% в октябре 2009 г. (максимум 2009 г.). Из-за укрепления рубля сбережения в валюте тоже потеряли привлекательность. В течение нескольких месяцев население пересмотрит структуру использования своих доходов в пользу потребления.
По словам эксперта, опрошенного изданием, потребительское поведение отстает от общеэкономического тренда. Если экономика прошла дно в середине 2009 г., то для социальной сферы худшим будет именно 2010 год. Февральский опрос ВЦИОМ показывает, что в сравнении с декабрем боязнь безработицы у россиян увеличилась (индекс вероятности увольнений составил 33 пункта против 30), а шансы на трудоустройство остаются неизменными с лета 2009 г.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Wildberries разработал аналог Zoom, Никита Шевченко представил носимого AI-помощника Jet: главное 8 декабря
- 2 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании
- 3 Экология и экономические риски — как экологическому стартапу найти баланс и выжить
- 4 Налоговая «просит» предоставить документы и информацию о вашей компании. Что необходимо знать
- 5 Налоговая вызывает директора и бухгалтера компании на «разговор»: что необходимо знать
ВОЗМОЖНОСТИ
09 декабря 2023
10 декабря 2023
10 декабря 2023