Архив rb.ru

Россияне постепенно отказываются от "Балтики" и "Жигулевского"

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Tuborg и Holsten теснят массовые российские бренды

Россияне постепенно отказываются от "Балтики" и "Жигулевского"
Присоединиться

  Популярность пива в России растет, причем в равной степени среди женщин и мужчин, свидетельствует исследование холдинга "Ромир". Как показывают результаты опроса, этим летом пиво пьют больше половины россиян - 57% (55% летом 2005 г.). А вот их пивные предпочтения стали дрейфовать от "Балтики" к иностранным брендам - Tuborg и Holsten. 

В июне 2008 г., т.е. в летний сезон, на который приходится пик продаж пива, "Ромир" поинтересовался в июне у 1500 россиян в возрасте от 18 лет в разных регионах страны об их предпочтениях в потреблении пива. В исследование, по понятным причинам, попали только общероссийские марки массового сегмента.

Результаты показали, что по сравнению с июнем 2005 г. число пьющих пиво россиян возросло на 2%. Мужчин среди них, разумеется, больше -  75%, против  41% женщин. Однако по приросту доли употребляющих пиво здесь полное равенство - по 7% с 2005 г.  (68% мужчин и 34% женщин). 

За три года на 4% увеличилось число тех, кто ответил, что пьет пиво раз в неделю (31%). Больше всего таковых живет в Южном федеральном округе (41%). В Поволжье предпочитают пить пиво в целом чаще (2-3 раза в неделю - 39% респондентов), а на Урале большинство опрошенных пригубляет пенный напиток всего 2-3 раза в месяц (28%). Регулярно (не менее одного раза в день) употребляют пиво стабильное число россиян - 6% (против 7% в 2005 г.). 

Тара 

Более половины опрошенных россиян предпочитает покупать пиво в стеклянных бутылках - 58%. Почти каждый пятый покупает пиво в пластиковой бутыли (22%), каждый шестой - в алюминиевой банке (15%), и только каждый 20-й - покупает пиво в розлив. Чаще выбирают пиво в алюминиевой упаковке - жители Южного федерального округа (22% опрошенных). Меньше всего доверяют алюминиевой таре в Поволжье - 9%, зато здесь чаще покупают пиво в пластиковой упаковке - 31% респондентов.

Пик спроса пива в стеклянных бутылках пришелся на 2003 г. (67%), его доля за два года резко упала до 46%,  а затем популярность стеклянной тары опять стала расти, но до прежнего уровня пока не дотягивает (58% в 2008 г.). Предпочтения россиян сместились в пользу алюминиевой банки (пик интереса пришелся на июнь 2005 г. - 21%) и пластиковых бутылок (пик в 2004 г. - 28%). Популярность пластика постепенно падает, но все еще достаточно высока (22%). Количество покупателей пива в алюминиевой банке, по данным "Ромир", остается второй год на одном уровне (15%).

Данные опросов "Ромир" несколько расходятся с данными о продажах. Как уточняет "Бизнес Аналитика", на долю пива в стеклянной бутылке в 2008 г. приходятся 48,8% тарированного рынка, в алюминевой банке - 19,4%, в пластиковой упаковке - 31,6%. "В данном случае стоит говорить, скорее не о снижении спроса на пиво в стеклянной таре, а о росте продаж пива в "пластике" (мы допускаем, что также имел место процесс переключения части потребителей премиального пива на другие, более дорогостоящие напитки)", - говорит Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент".

Данная тенденция объясняется ростом доходов населения, а также дальнейшим развитием дистрибуции крупных производителей пива, объясняет эксперт. Можно сказать, что в "орбиту влияния" напитка все в большей степени попадают региональные потребители. По понятным причинам, прежде всего, это положительно отражается на динамике продаж продукта низкой и средней ценовых категорий. Проще говоря, население небольших городов и совсем мелких муниципальных образований постепенно "снижают градус", делая выбор в пользу пива, заключает Максим Клягин.

Бренд

За последние три месяца россияне чаще всего пили пиво "Балтика" - 38% опрошенных, почти каждый четвертый покупал "Клинское" (23%), каждый пятый - "Жигулевское" (21%). Все три бренда из числа недорогих, при этом они охватывают все возрастные группы россиян, и в целом соответствуют той целевой аудитории, на которую рассчитывают их производители.

Космополитичную "Балтику" пьют в разном возрасте. Но как выяснилось, реже, чем в среднем по выборке, пробовали эту парку жители городов-миллионников - 29% респондентов. Советский бренд "Жигулевское", как и следовало ожидать, больше всего популярен  в возрастной категории старше 60 лет (38% респондентов). "Клинское" в основном находит своих потребителей среди молодежной аудитории - его предпочитает 32% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет.

"Какие марки пива из этого списка вы пили хотя бы раз за последние три месяца?"


За пять лет бренд "Балтика", согласно данным "Ромир", потерял более 10% своих потребителей: если в 2003 г. предпочтение данному сорту пива оказывали 50% опрошенных, то в 2008 г. сохранили верность марке только 38%. Снизилось и число любителей "Клинского" - с 31-33% в 2003-м и 2005 гг. до 23% в 2008 г. Снизилась лояльность и у таких марок, как "Жигулевское" и "Арсенальное".

В то же время заметный рост показала такая марка, как Holsten - с 7% до 12%. Если в 2005 г. она занимала 16-ю строчку по потреблению, то в 2008 поднялась до 9 места и вошла в десятку самых популярных марок, среди тех, которые респонденты покупали хотя бы раз за последние три месяца. Стоит отметить и относительно дорогой Tuborg (производитель - завод "Балтика"), занимающий по популярности четвертое место - после дешевых сортов. Именно его предпочитают жители городов-миллионников (15% респондентов).

Данные опроса не совпадают с данными пивного рынка. В 2007 году рынок пива вырос почти на 16%, заметно опередив консервативные прогнозы, говорит Максим Клягин. По данным "Бизнес Аналитики", основными брендами в 2007 г. по объемам продаж в денежном выражении стали марки "Балтика", "Клинское" и "Арсенальное" (последнее также выпускается "Балтикой"): они принесли своим производителям 15,4%, 5,2% и 3,7% соответственно от общей емкости рынка, достигшей 393 млрд руб. Продажи пива компании "Балтика" в среднеценовом сегменте в 2007 г. выросли почти на 3%, а в дешевом - на 3,6%.   "Жигулевское" в число лидеров продаж по выручке не вошло из-за своей низкой цены.

За пять месяцев 2008 г. доля рынка бренда "Балтика" по стоимости увеличилась до 15,5%. Также уклепились позиции "Клинского" (5,3%) и Tuborg (3,7%). "По нашему мнению, не стоит говорить о "падении популярности" флагманских брендов крупных компаний", - говорит аналитик УК "Финам Менеджмент". Стоит отметить, на "Балтике" выпускается половина  из десяти самых продаваемых брендов прошлого и текущего года (по данным "Бизнес Аналитики"). 

"Балтика" - один из самых сильных российских брендов.  В рейтинге 100 самых дорогих брендов мира исследовательской компании Millward Brown Optimor (MBO)  бренд "Балтика" оказался на 15-м месте среди пивоваров. За три года, что МВО составляет рейтинги, бренд "Балтика" подорожал почти вдвое - с $533 млн до $1,09 млрд. Однако в этом году показатель "потенциал бренда", отражающий способность бренда приносить прибыль в краткосрочной перспективе, опустился с максимальных 10 баллов до 5. После быстрого роста бизнеса, доли рынка и клиентской аудитории, что помогало укреплять эмоциональную привязанность и лояльность клиентов к бренду, темпы роста и способность завоевывать внимание потребителей снижаются, отмечает MBO.

"Данные подобных исследований не всегда однозначны и достаточно сложны для интерпретаций, - говорит Максим Клягин об исследовании "Ромира". - Однако, на наш взгляд, новая информация вполне подтверждает тренд последних лет - с ростом доходов населения ценовой фактор играет все меньшую роль, и потребительские предпочтения постепенно смещаются в более дорогие сегменты, уже более заметная часть покупателей предпочитает более дорогостоящие марки - лицензионную продукцию и импортные бренды".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter