Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Россияне смотрят в будущее с неоправданным оптимизмом

Архив rb.ru
Илья

Илья

Россия остается в первой десятке самых оптимистичных стран по уровню потребительского доверия

Россияне смотрят в будущее с неоправданным оптимизмом

  Невзирая на финансовый кризис и высокую инфляцию, Россия продолжает оставаться в первой десятке самых оптимистичных стран по уровню потребительского доверия, а российский потребительский рынок до сих пор принадлежит к числу самых быстрорастущих в мире. Поэтому россияне с уверенностью глядят в завтрашний день. Однако этот оптимизм неоправдан, предупреждают эксперты.

Потребительские цены на продукты питания с начала 2008 г. в России выросли уже на 12,2%, сообщил на днях Росстат. А на некоторые продукты цены выросли и того больше. Например, цены на хлебобулочные изделия и крупы за восемь месяцев выросли на 21,6%, на масла и жиры - на 17,8%. Это быстрее, чем во всей Европе.

Стремительная инфляция вкупе с перекинувшимся на Россию финансовым кризисом, похоже, пока никак не отразились на потребительском оптимизме наших соотечественников. Во всяком случае, данные исследовательской компании Nielsen свидетельствуют: Россия остается в топ-10 самых оптимистичных рынков мира по уровню потребительского доверия, опередив такие страны, как США, Великобританию, Германию и Францию. Данные исследования основаны на опросе 1 000 жителей российских городов в возрасте от 15 до 65 лет.

Привыкли к потребительскому комфорту

"Несмотря на сложную ситуацию с ценами объемы потребления в России не снижаются... Люди не готовы отказываться от своих привычек ради экономии. Например, в случае с алкоголем есть даже обратная тенденция - люди стали покупать более дорогой алкоголь", - сказала на пресс-конференции, посвященной исследованию, директор по работе с клиентами Nielsen Россия Илона Лепп.

"Ежегодно объем частного потребления в России прирастает на 12% и является  одним из главных стимулов для дальнейшего развития российской экономики. Стабильный уровень потребительского доверия, рост среднего класса и доходов населения благоприятно сказываются на продажах самых разнообразных потребительских товаров - от премиального алкоголя, кондитерских изделий и инновационных, полезных для здоровья, функциональных продуктов до высокотехнологичных устройств и автомобилей", - отмечает Дуайт Уотсон, гендиректор компании "Nielsen Россия".

Более того, люди стали еще активнее покупать, благодаря развитию современных розничных форматов: супермаркеты и гипермаркеты - наиболее привлекательное место для покупок повседневных товаров, говорится в отчете агентства. Благодаря растущему спросу, российская розничная торговля товарами повседневного спроса растет впечатляющими темпами.

Рост потребления в России имеет свои причины - растущие запросы и рост цен увеличивают потребительские бюджеты, и особенно ярко это проявляется в крупных мегаполисах. По данным опроса москвичей, проведенного Nielsen в рамках недавнего исследования ShopperTrends, среднемесячные расходы семьи на покупку товаров повседневного спроса и свежие продукты выросли почти на 50% по сравнению с 2006 г. и составили порядка 16 300 руб. В Санкт-Петербурге, по данным опроса населения, эта цифра составила 12 800 руб.

Изменились за последние года потребительские привычки россиян: они стали более требовательны к уровню сервиса в розничной торговле. Это, отмечает Nielsen, является важным признаком зрелых рынков.



Опасное спокойствие

"Россияне спокойны за свои перспективы на рынке труда... и за свои возможности. Более половины - 58% опрошенных - оценили свои карьерные перспективы как "хорошие". Три четверти опрошенных уверены, что справятся с трудностями во втором полугодии 2008 г., 40% "наверняка уверены в своей покупательной способности", - цитирует агентство Reuters представителей Nielsen.

Однако оптимистические ожидания наших соотечественников неоправданы, сказал RB.ru начальник отдела аналитики УК "Капиталъ" Сергей Карыхалин. "Народный оптимизм связан с тем, что люди плохо понимают ситуацию и не в курсе того, в каком состоянии находится экономика, - отмечает эксперт. - Восемь лет бурного роста не означают, что так будет всегда. Люди продолжают активно потреблять и берут кредиты, однако, зарплаты и объем кредитов больше не будут расти прежними темпами". Охлаждение темпов потребления аналитик прогнозирует уже в этом году. Первый признак этого - начавшаяся приостановка выдачи кредитов многими банками. "Падает покупательский спрос, и, начиная с текущего момента, в ближайшие месяцы люди будут потреблять меньше: не так активно покупать квартиры, машины и другие товары, как в начале года, - говорит Карыхалин. - Замедление экономики неизбежно - вопрос лишь в том, насколько оно будет серьезно".

Разумным поведением в новых условиях эксперт считает сокращение потребностей: "Брать меньше кредитов, что-то сберегать на "черный день". Причем не обязательно "под матрасом": хотя банковские риски выросли, можно с определенной долей уверенности выбирать те банки, которые меньше подвержены угрозам - к примеру, Сбербанк, Внешторгбанк и другие крупные и государсвенные банки".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter