Россияне снова начинают ходить в кафе и рестораны

Расскажите друзьям
Глеб
Глеб

Падение на ресторанном рынке летом заметно замедлилось

  На ресторанном рынке в России наметились признаки стабилизации. Если в начале года падение рынка составляло 30-40% по сравнению с прошлым годом, то теперь почти в два раза меньше. 

Если в начале года россияне ходили в рестораны заметно реже, чем до кризиса, то летом ситуация на рынке общепита начала сглаживаться, рассказал в интервью RB.ru исполнительный директор компании Restcon Андрей Петраков. В феврале-марте рынок падал на 30-40% (к аналогичному периоду прошлого года), зато сейчас падение составляет 20%.

"Люди успокоились, - объясняет эксперт. - Появилась ясность, они начинают рассчитывать свои траты на ближайшее будущее. Оптимизму способствует и общепринятое мнение, будто мы сейчас находимся на дне кризиса или где-то рядом ", - говорит Петраков.

На настроениях людей положительным образом сказалась некая стабилизация на рынке труда. "Стало понятно, кого уволят, кого нет", - говорит Петраков из Restcon. Теперь людям стало проще прогнозировать уровень своего дохода и, соответственно, рассчитывать походы в рестораны.

Медленному оздоровлению ситуации могут способствовать и антикризисные программы ресторанов и кафе (скидки на бизнес-ланчи - например, с 12 до 16 все стоит 99 рублей, купоны, бонусы и т.п.). Впрочем, по мнению Петракова, "антикризисные уловки" мало влияют как на спрос, так и на выручку предприятия. "Количество людей, которых привлекают скидки, не так велико, чтобы покрыть затраченные средства на организацию поощрительных программ, поэтому скидки не компенсируют затраты", - отмечает эксперт.

Шеф-редактор журнала "Ресторанные ведомости" Евгения Шляпникова в комментарии RB.ru отмечает, что сейчас успешнее стала привлекать публику "живая" музыка, особенно по пятницам. Плата с посетителей в этих случаях не берется.

При этом таким методом привлечения посетителей, как снижение цен в меню, кафе и рестораны, как правило, не пользуются. В то же время сумма среднего чека, по сведениям Петракова, осталась на уровне начала года, т.е. на 20% ниже аналогичных показателей прошлого года. Объясняется снижение тем, что люди стали более экономными в предпочтениях.

"Статус не позволяет"

"В условиях кризиса потребители любого уровня становятся более прагматичными и аккуратными в своих затратах, и это отражается на всех секторах рынка, - говорит Валерия Силина, PR-директор корпорации "Ростик Групп". - Поэтому сегодня имеет место переход аудитории из дорогих ресторанов в более доступные. Но, тем не менее, культура питания вне дома в России сегодня уже достаточно развита, что создает дополнительную "подушку безопасности" ресторанному рынку среднего и низкого ценового сегмента". Петраков с ней соглашается: "У людей сформировалась привычка ходить в кафе и рестораны с определенной регулярностью, поэтому они это делают, как только появляется возможность".

Тем не менее, в условиях кризиса в выигрыше оказываются более дешевые рестораны и кафе. Эксперты наблюдают следующую закономерность: те, кто ходил в дорогие рестораны, стали посещать более демократичные, завсегдатаи демократичных перешли в дешевые, а многие из тех, кто предпочитал фаст-фуд, и вовсе "ушли с рынка".

Впрочем, шеф-редактор журнала "Ресторанные ведомости" считает, что о массовом переходе из демократичных ресторанов в фаст-фуды говорить не приходится: "Те люди, которые привыкли к ресторанам, на гамбургеры не перейдут. Они скорее будут питаться дома".

Другие не могут позволить себе перейти в более дешевые рестораны "из гордости". "В сверхдорогом разделе снижение оказалось наименьшим, - говорит Петраков. - Люди просто "исходя из статуса" не перейдут в более дешевые заведения". При этом держат марку и дорогие заведения: "Рестораны, работающие с такой публикой, просто не могут существенно снизить цены, они не хотят потерять имидж", - отметил эксперт.

Андрей Петраков открыл секрет успеха для ресторана в демократичном сегменте: "Самое главное для фаст-фуда - это грамотно выбрать месторасположение. Этот фактор составляет 90% успеха".

Евгения Шляпникова считает, что осень покажет, когда стоит ожидать стабилизации на рынке: "Лето, особенно август, традиционно вялый сезон для ресторанов. Однако и сейчас новые заведения открываются с завидной скоростью".

Британцы голодают

Если россияне активнее ходят в рестораны, то на Западе "депрессия" только усугубляется. Согласно опубликованному на днях отчету аналитического агентства Allegra Strategies, количество англичан, обедающих менее чем за 15£ ($24,43), упало впервые за 40 лет. Из компаний отрасли в прошлом году было уволено 15 тыс. человек. Не исключено, что дальше будет хуже: британцы все чаще предпочитают есть дома или на рабочих местах. Тем более, что многие супермаркеты сегодня предоставляют хорошие скидки.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Клуб Менторов ФРИИ
28 июня 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase