Архив rb.ru

Россияне стали меньше ездить на поездах

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

В первом квартале года перевозки пассажиров в поездах дальнего следования сократились на 14%

Россияне стали меньше ездить на поездах
Присоединиться
Неожиданно для главы РЖД Владимира Якунина в первом квартале года перевозки пассажиров в поездах дальнего следования сократились на 14%. Однако удивительного в этом ничего нет, считают эксперты. На дорогах убавилось число автомобилей, в метро с каждым днем спускается все меньше людей, а самолеты летают полупустые. Массовые увольнения и нестабильность привели к тому, что россияне действительно стали меньше ездить всеми видами транспорта.  

Как сообщил сегодня вице-президент РЖД Михаил Акулов, пассажирские перевозки в поездах дальнего следования в России упали в первом квартале года на 14%. Еще в конце года глава РЖД Владимир Якунин не ожидал существенного падения объемов перевозок пассажиров по сравнению с 2008 годом. В прошлом году РЖД перевезла 1,2 млрд пассажиров.

Впрочем, эксперты считают, что в падении пассажирских перевозок нет ничего удивительного. Более того, говорит RB.ru ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, нынешняя экономическая ситуация позволяет сделать прогноз о том, что это падение продолжится.

"Всё объясняется кризисом: сокращение объёмов производства многих видов продукции привело к уменьшению грузоперевозок разными видами транспорта, а массовые увольнения и нестабильность привели к тому, что граждане действительно стали меньше ездить всеми видами транспорта", - говорит Дмитрий Баранов из УК "Финам Менеджмент".  Падение пассажирских перевозок объясняется именно кризисом - многих людей уволили, они отказались от поездок, кроме того уменьшилось число деловых поездок как из-за кризиса, так и по причине экономии средств, добавляет он.

Ярким примером может служить отмена Горьковской железной дорогой (филиал "РЖД") 29 пригородных электричек в Нижегородской области. Они перестали быть востребованными - число пассажиров в этом направлении упало в первые два месяца года на 86%. Произошло это потому, что на градообразующих предприятиях Нижегородской области, в частности на заводе "ГАЗ",  прошли сокращения, а часть сотрудников перевели на неполную рабочую неделю. В итоге это привело к уменьшению поездок с работы и на работу.

Впрочем, от кризиса пострадает не только железная дорога. Из-за снижения пассажиропотока в этом году недополучат часть средств, на которые рассчитывали, и автопроизводители, и метрополитен, и авиакомпании. Россияне стали ездить меньше на всех видах транспорта. 

Ходить пешком полезней

В первые месяцы 2009 года плотность машин в часы пик в Москве уменьшилась на 10%, посчитали недавно в столичном ГИБДД.  До этого аналогичную тенденцию зафиксировала служба сбора и обработки информации аналитического центра "Яндекс.Пробки": в конце января - начале февраля на московских дорогах автомобилей стало на 10-20% меньше, чем в январе прошлого года. По данным центра, на некоторых направлениях количество автомобилей упало еще значительнее - на 30-40%.

Падение продаж автомобилей, и как следствие снижение прибылей автопроизводителей и дилеров, делает езду по столичным дорогам более быстрой и приятной. Разгрузке потока машин поспособствовал также закончившийся строительный бум: с дорог исчезли грузовые машины, перевозящие стройматериалы.

Свежий воздух дешевле

Нестабильная ситуация в экономике привела к улучшению ситуации и под землей. Так, в рабочие дни столичный метрополитен стал продавать в среднем на 400 тыс. поездок меньше от докризисных 9 млн штук.  До кризиса московское метро ежедневно перевозило более 4,5 млн человек, сейчас пассажиропоток снизился на 180-200 тыс. человек. Однако до уровня 2004 года (с этого момента число пассажиров в метро неуклонно только росло) еще далеко. По словам главы столичной подземки Дмитрия Гаева, из столицы уехали те, кто работал на городских стройках. Из-за "покинувших" метро пассажиров в первом квартале этого года метрополитен недополучит 900 млн рублей прибыли, говорит Гаев. В петербургской подземке наблюдается аналогичная ситуация. Число пассажиров начало снижаться еще в ноябре прошлого года - на 5%, а в январе 2009 года - уже на 10%. Ежедневно метро пустеет примерно на 50 тыс. пассажиров, заявил руководитель петербуржской подземки Владимир Гарюгин. Из-за этого уже сейчас метро недополучит 300 млн рублей дохода.

Летать страшнее

На самолетах россияне стали летать меньше еще с осени. Причем, с каждым месяцем на бортах самолетов остается все больше пустых кресел. После падения пассажирских авиаперевозок в четвертом квартале 2008 года на 3,7% в январе-феврале этого года снижение углубилось - было перевезено почти на 20% меньше авиапассажиров, чем годом ранее.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter