Россияне уходят "в тень" от налогов и экономят на вещах

Расскажите друзьям
Илья
Илья

Рост потребительской уверенности стабилизировался, но спрос продолжает падать

  Отмеченная в мае стабилизация потребительской уверенности россиян не помогает розничной торговле: россияне продолжают экономить. Причем затраты граждан сокращаются в основном за счет приобретения товаров длительного пользования, а не еды. Возобновление роста безработицы и снижение доходов населения не оставляют розничной торговле шансов на подъем в этом году. Падает и собираемость налогов с физических лиц.

Поступление в бюджет доходов от налогов в январе-мае 2009 г. снизилось до 3,3 трлн руб., что на 20,1% меньше, чем за аналогичный период 2008 г., когда поступления составили 4,1 трлн руб. Отставание от прошлогодних показателей уменьшилось: к концу апреля оно составляло 20,9%. Если не учитывать доходы от государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования), то казна получила всего 1,1 млрд рублей, что на 32,3% меньше, чем в январе-мае 2008 г. Эту статистику опубликовала вчера Федеральная налоговая служба.

Физлица уходят в тень

Сборы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) демонстрируют отрицательную динамику. Еще в марте рост поступлений от НДФЛ составлял 8,6% к марту прошлого года, но в апреле сборы сократились на 1,4%, а в мае падение составило уже 5,6%. С учетом того, что, по данным Росстата, в мае 2009 г. сокращение реальных доходов населения в годовом выражении составило 1,3%, можно констатировать заметный уход физических лиц в "тень", отмечает газета "Коммерсантъ".

Сокращения еще будут

Минздрав, который отслеживает динамику регистрируемых безработных в еженедельном режиме, отмечает, что после снижения в начале мая 2009 г., их количество снова выросло. С 11 по 17 июня численность официальных безработных увеличилась на 0,1%, или на 2000 человек, и составила 2,194 млн. По данным Росстата за май, общая безработица по методологии Международной организации труда снизилась с 10,2 до 9,9%.

О том, что рост безработицы, по всей видимости, продолжится, писали аналитики "Тройки Диалог" в недавнем обзоре. Хотя в мае-июне появились признаки восстановления внутреннего спроса в России, компании не торопятся расширять штаты, отмечают эксперты, а предприятия, на которых улучшений нет, без новых сокращений, скорее всего, не обойдутся.

Экономить, несмотря на рост

Восстановление потребительской уверенности подтверждается данными маркетологов. Впервые за восемь последних месяцев уровень потребительского доверия в России стабилизировался, отмечает компания Nielsen в новом исследовании "Российский потребитель в кризис" (см. дополнительный материал). Если в марте индекс потребительского доверия достиг "дна", упав до 75 пунктов со 104 пунктов в сентябре 2008 г., то в мае он вырос сразу на семь пунктов, вернувшись на уровень февраля.

Но в годовом выражении показатели потребительского спроса все же будут ухудшаться, прогнозирует замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, опираясь на данные об обороте розницы: ее сокращение выросло с 4,5% в апреле до 5,6% в мае.

Потребители выбирают в качестве основной стратегии "режим экономии", объясняют маркетологи из Nielsen: в мае 2009 г. 78% респондентов считали ближайшие 12 месяцев не самым лучшим временем для покупки товаров, которые нужны или хочется приобрести; в феврале 2009 г. таких было 67%.

При этом под влиянием кризиса спектр потребительского спроса продолжает меняться: если розничный оборот непродовольственных товаров по сравнению с маем 2008 г. снизился на 8,4%, то оборот пищевых продуктов, напитков и табачных изделий сократился лишь на 2,7%. Гражданам легче экономить на вещах, чем на еде, констатируют эксперты.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase