Россияне в кризис экономят на еде, но не на водке

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Настроение российских потребителей улучшилось, констатирует Nielsen

Настроение российских потребителей стало улучшаться, хотя привычка экономить остается. Половина россиян оценивают свое финансовое состояние как хорошее или отличное, но только каждый третий при этом считает ближайший год удачным для покупок. 80% россиян продолжают экономно относиться к покупке товаров повседневного спроса, но в то же время продажи водки выросли на 5%.

После затяжного падения с ноября 2008 года и плоской динамики в марте-июне к сентябрю индекс потребительской уверенности россиян вырос на 6 пунктов. Каждый второй житель России (52%), согласно исследованию Nielsen (полный текст в нашем доп.материале), оценивает свое финансовое положение как хорошее или отличное.

Россияне продолжают экономить

Однако российские потребители пока не готовы отказаться от привычки экономить: только каждый третий (31%) считает ближайшие 12 месяцев удачным временем для новых покупок. Правда, в мае таких было всего лишь 19%. В то же время 80% опрошенных говорят, что продолжают экономно относиться к покупке товаров повседневного спроса.

"Россияне острее, чем потребители других стран, отреагировали на кризис, значительно сократив потребление. Россия занимает 10-е место в числе стран, где оказалось больше всего потребителей, изменивших свое покупательское поведение ", - отмечает директор отдела потребительских исследований Nielsen Ольга Белова.

От изменений в потребительском поведении пострадал даже такой сравнительно стабильный сектор экономики как товары повседневного спроса (FMCG). По данным Nielsen, объемы продаж в натуральном выражении большинства категорий упакованных продуктов питания и напитков просели, и больше других такие товарные сегменты, как кулинария (-10%), соленые снеки (-14%). Правда, в стоимостном выражении продажи продолжают расти, но на это влияет инфляция.

Правда, как заверил первый вице-премьер России Виктор Зубков, удорожание отечественного продовольствия в нынешнем году не превысит уровень инфляции, то есть 11%. По его словам, российские производители не поднимают цены на свою продукцию благодаря тем мерам, которые были приняты правительством. Зубков добавил, что хороший урожай, собранный в этом году, и рост производства других подотраслей также не дает повода к повышению цен в будущем.

Продажи водки растут

Говоря о тенденциях на рынке FMCG, Илона Лепп, директор отдела продаж и обслуживания клиентов подразделения аудита розничной торговли "Nielsen Россия", отмечает, что с наступлением рецессии потребители предпочли сократить потребление товаров для удовольствия, сосредоточившись на базовых и простых.

Делая выводы из исследования, получается, что самое "базовое и простое" для россиян - это алкоголь, продажи которого в натуральном выражении выросли на 5%. Как отмечает Nielsen, это свидетельствует  о том, что россияне стали покупать больше спиртного в рознице, отказавшись от походов в рестораны.

Из магазинов россияне чаще выбирают дискаунтеры и открытые рынки, хотя темпы снижения объема покупок в гипермаркетах и супермаркетах замедлились, говорится в сообщении Nielsen.

Привыкли к кризису?

Результаты обследований, проведенных Росстатом в третьем квартале, тоже показали рост потребительской уверенности населения. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, по сравнению со вторым кварталом вырос на 7% и составил минус 25%. Положительные сдвиги в значении индекса связаны с продолжающимся повышением доли позитивных оценок населением ожидаемых через год изменений в экономике страны и собственного материального положения, а также снижением негативных оценок условий для крупных покупок, отмечает Росстат.

О рост экономических настроений наших соотечественников свидетельствую и результаты опроса ФОМ. Экономические настроения россиян оцениваются сейчас в минус 20 баллов, хотя еще в марте социологи оценили их на минус 52. Тем не менее, почти половину россиян (42%) эксперты причисляют к пессимистам, оптимистами социологи называют 22% наших сограждан.

По данным "Левада-центра", меньше пятой части россиян (17%) верят в то, что самые тяжелые времена Россия уже прошла. 39% опрошенных считают, что самые большие трудности мы переживаем в настоящий момент, а треть респондентов (33%) убеждены, что дно еще впереди.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
FinCon
25 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase