Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Российская бизнес-элита живет сегодняшним днем

Архив rb.ru
Мария Грибцова

Автор издания RB (Архив)

Мария Грибцова

Российские бизнесмены с собственным состоянием от $50 млн приняли участие в исследовании

Российская бизнес-элита живет сегодняшним днем
 
Ведущие российские предприниматели стараются не строить долгосрочных планов по развитию бизнеса, их не волнуют проблемы передачи активов наследникам, и многие из них уже сегодня готовы продать бизнес - была бы цена хорошая.


Компания UBS совместно с Campden Research, провела независимое исследование, опросив 19 респондентов, владеющих собственным бизнесом в России с годовым оборотом от $50 млн до $1 млрд. Немаловажная деталь - собственное состояние каждого опрошенного превышает $50 миллионов. С полным текстом результатов исследования вы можете ознакомиться здесь.

Результаты исследования позволяют получить полное представление о стиле жизни и управлении ведущих предпринимателей России. Ведь опрошенные бизнесмены имеют достаточно разные сферы деятельности - производство, технологии, финансовые услуги, недвижимость, фармацевтический сектор, горнодобывающая промышленность и сектор связи.

По итогам исследования получены данные о взглядах ведущих предпринимателей на проблемы управления собственностью, с которыми приходится и еще придется столкнуться в течение следующих пяти лет. В исследовании затронуты такие темы как роль семьи и наследства в бизнесе, наиболее заманчивые инвестиции самых состоятельных предпринимателей, а также проблемы управления личным состоянием.


Как развивался их бизнес


 
Секрет успеха ведущих российских предпринимателей до гениального прост –  работать и еще раз работать. Среди опрошенных нет ни одного человека, кто получил бы свой бизнес в наследство. Каждый трудился над созданием собственного капитала лично и до сих пор продолжает работать над этим.


Скованные одной целью

Всех респондентов объединяет одна главная цель - постоянное увеличение капитала. Многие решают эту проблему путем построения компаний, а не разработки стратегии управления капиталом. Для увеличения капитала бизнесмены постоянно ищут новые возможности, как в России, так и за рубежом, но при этом с опаской относятся к привлечению прямых инвестиций - большинство затрат на рост финансируется за счет внутренних денежных потоков.

Большинство опрошенных достаточно оптимистично смотрят на посткризисные реалии - 40% готовы развиваться на родине, отмечая значительное увеличение потребительского спроса, 56% имеют планы на Европу, а 86% опрошенных уже создали или планируют создать тандем с европейскими партнерами.


Неблагоприятный деловой климат

Правительство не способствует инновациям и развитию предпринимательства, особенно это касается малого и среднего бизнеса - с этим утверждением согласились абсолютно все респонденты.

Проанализировав недавние усилия Медведева по реформированию правил корпоративного управления, магнаты пришли к выводу, что успех этих реформ под большим вопросом - 90% опрошенных заявили, что реформы корпоративного управления не находят достаточную поддержку среди компаний своего сектора.


Далеко не семейный бизнес



 
Предпринимательская элита четко разделяет бизнес и семейные дела, предпочитая минимальные пересечения этих сфер. Лишь в 16% компаний члены семьи предпринимателя владеют акциями. 40% опрошенных хотели бы когда-нибудь привлечь своих детей к управлению бизнесом, а 58% напротив – не ожидают такого развития событий.

Нужно отметить, что культура воспитания в этих семьях, прежде всего, направлена на  личностное, а не на финансовое развитие потомков. Все опрошенные предприниматели готовы поддержать независимый выбор карьеры своих детей. "Я хотел бы, чтобы один из моих сыновей пришел в компанию, когда вырастет, но только, если он сам этого захочет" – говорит один из респондентов. 

На этот счет с отцами соглашаются и дети: «Мой отец – успешный предприниматель, и я считаю, что унаследовал его видение и деловой склад ума, – говорит молодой человек. - Он всегда учил меня, что личное развитие гораздо важнее, чем просто делать деньги и создавать капитал. Если однажды человек все потеряет, ему должно хватить знаний и умений, чтобы еще раз создать капитал с нуля. Я полностью согласен с этим утверждением», – заключает он.

Бизнес-элита дает своим детям образование международного уровня, любимое место обучения – Лондон. Респонденты отмечают, что выбор этого города продиктован не только из-за высоких академических стандартов образования, но и с точки зрения личной безопасности.

Большинство опрошенных отметили филантропию, как важную сферу своих интересов. Самые главные проблемы для них – это образование и нужды их детей.
 
Концепция «семейный офис» становится все более популярной, некоторые предприниматели начали реструктурировать свои офисы так, чтобы они обеспечивали поддержку членам семьи. 


Не спешат искать наследников

Немногие предприниматели всерьез задумываются о передаче  бизнеса следующему поколению - 90% респондентов не имеют плана передачи бизнеса, 68% составили планы распределения имущества между наследниками, но лишь у 16% есть долгосрочные планы управления личным капиталом.


Вкладываются в недвижимость и валюту



Предприниматели посвящают свое время генерированию дохода с помощью бизнес-активов, отдавая этому гораздо больший приоритет, чем управлению собственными инвестициями. Долгосрочные планы по управлению личными инвестициями имеют лишь 84% опрошенных.

Сохранение капитала сейчас не является доминирующей целью, как это было во время финансового кризиса. Наиболее надежным активом считается недвижимость, особенно за границей. 21% отметили также, что охотно инвестируют средства в земельные участки. Озабоченность по поводу валютного курса увеличивает спрос на «безопасные» активы, деноминированные в иностранных валютах. Не более 25% ликвидных активов респондентов деноминированы в рублях.

Российские предприниматели предпочитают пользоваться услугами иностранных банков и юридических фирм, отмечая высокую компетенцию иностранцев.


Основные трудности



Предприниматели назвали три основные проблемы, которые вызывают у них беспокойство и притормаживают бизнес  - замедление спроса, денежные потоки и изменения в регулировании.

Хотя ни один  из респондентов не собирается продавать свой бизнес в течение следующих четырех лет, 88% опрошенных заявили, что продали бы компанию, если бы им предложили хорошую цену.


Выводы

Бурная история и непредсказуемая экономика страны научили российских предпринимателей планировать на короткую перспективу - как правило, не более чем на два года вперед. Это во многом определило их подход к управлению бизнес-активами и личными активами, между которыми они проводят четкую границу.

Немало предпринимателей уже не так оптимистично оценивают новые деловые возможности в России и намерены развивать деятельность за границей или консолидировать свои российские активы. В 2009 году подавляющее большинство респондентов (84%) видели в России новые возможности, связанные с последствиями экономического кризиса. К 2011 году эта цифра уменьшилась до 63%.

Один из ключевых факторов, положенных в основу данного опроса, заключается в том, что дети первого поколения российских собственников подрастают и начинают все более самостоятельно определять свою судьбу. У них сформировался международный кругозор - этому способствовали полученное ими образование, путешествия и работа за границей. 60% бизнес-наследников обучались как в России, так и за рубежом - главным образом, в Лондоне. У следующего поколения может быть совершенно иная мотивация и иной подход - это поколение наследников, не принимающих активного участия в семейном бизнесе. Зарубежное образование способствовало формированию у них более «западного» менталитета и большей открытости к инструментам и подходам, применяемым в индустрии управления частным капиталом.



Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Лекарства вошли в топ-5 популярных трат современной молодежи
  2. 2 Люди продолжат уходить, если не внедрить эти пять принципов в HR-политику
  3. 3 «Robotник» копирайтера: какие задачи можно доверить ChatGPT, а что лучше сделать самому
  4. 4 Компания исследовала 2500 человек, чтобы изучить выгорание — и вот ее выводы
  5. 5 Медцентры теряют 30% обращений — почему так происходит и как с этим работать