Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Российская торговля заживет с 2010 года по новому закону

Архив rb.ru

Однако торговые сети уже нашли способы обойти ограничения, многие из которых пока не дейстуют

Российская торговля заживет с 2010 года по новому закону

  В 2010 году российская торговля заживет по новому закону - вчера его подписал президент. Закон вводит принципиальные ограничения, которые должны, по идее, сильно изменить правила игры на рынке, но ритейлеры уже нашли способы их обойти.

Дмитрий Медведев вчера поставил точку - по крайней мере, на время - в спорах о законе "О розничной торговле" (текст). Интересы производителей и оптовых поставщиков, жаловавшихся на сговор продавцов, отстаивало правительство, торговые сети лоббировали свою точку зрения через администрацию президента. Победителей в этой войне назвать сложно, но это точно не покупатели.  Как указывал депутат Госдумы и совладелец сети "Седьмой континент" Владимир Груздев, в ответ на ограничения "будут разработаны дополнительны программы и инструменты для сохранения эффективности бизнеса".

Антимонопольная норма

Самое болезненное для торговых сетей ограничение - антимонопольное, которое призвано защитить интересы малого бизнеса. Закон вводит норму, запрещающую торговым сетям, на которые приходится более 25% объема реализации продовольствия на рынке, открывать новые магазины. С 1 февраля 2010 г. ограничение действует в границах субъекта РФ, а с 1 июля 2010 г. - в границах городского округа или муниципального района.

Исследовательская компания InfoLine подсчитала, что более 25% в крупном (от 300 000 жителей) городе сегодня имеет только Х5 Retail Group - в Петербурге. Больнее всего процентная норма должна ударить по сети "Магнит", которая открывает магазины в населенных пунктах с численностью от 5000 человек, конкурируя с единичными несетевыми магазинами. Совладелец "Магнита" Сергей Галицкий заявил "Ведомостям", что антимонопольная норма вводит "запрет на профессию".

Однако это можно считать преувеличением. С подачи администрации президента под торговой сетью в финальной редакции считается совокупность двух и более объектов, находящихся под общим управлением или общим коммерческим названием. Это предполагает, что сети, принадлежащие одному и тому же собственнику, но работающие под различными брендами как, например, "Пятерочка" и "Перекресток", которыми владеет Х5, могут, согласно закону "О розничной торговле", считаться разными сетями, замечает "Интерфаксу" аналитик ФК "Открытие" Виктор Дима.

Сами ритейлеры сомневаются, что антимонопольная вообще статья заработает, тем более в следующем году. Главное препятствие - нет методики расчета объема реализации в границах муниципального района и городского округа. Ее только поручено разработать Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Не проведены внятно и сами границы. "Если, например, гипермаркет стоит на МКАД и покупатели туда ездят и из Москвы, и из области, то к какому региону он относится?", - рассуждают "Ведомости".  Андрей Кашеваров, замруководителя ФАС, говорит, что служба "ведет диалог с сетями на предмет того, как должен считаться товарооборот на той или иной территории". Он обещает "найти методы", если "сама норма не подвергнется изменению".

 

Запрет на бонусы

Еще одна ключевая норма закона - запрет ритейлерам включать в договоры поставки все виды бонусов, кроме премии за объем, которая не должна превышать 10%. При приобретении социально значимых товаров даже такую скидку требовать у поставщиков не разрешается.

Ритейлеры и поставщики уверены, что и это ограничение работать не будет. Конечно, в договоры поставки на 2010 г. не войдут запрещенные бонусы - например, за место на полке, за листинг (вывод нового бренда), но ничто не мешает сетям включить эти премии в отдельные договоры об оказании услуг, говорит крупный дистрибутор алкогольной продукции.

Если поставщик платит сети бонус за объем больше разрешенного, например 15%, то сети спокойно могут написать в договоре 10%, а оставшиеся 5% взять в виде скидки от закупочной цены в 5%. Поставщики вряд ли будут против этого возражать. Они считают, что ограничение платы за объем лишает их инструмента воздействия на сеть и возможности стимулирования продаж своего товара, пишут "Ведомости".

Оплата товара

Новый закон жестко регламентирует сроки оплаты товара, чтобы защитить поставщиков от отсрочек, которые сети растягивают на месяцы. Сроки оплаты зависят от срока годности: до 10 дней - не позднее чем через 10 дней со дня поставки, от 10 до 30 дней - не позднее чем через 30 дней, свыше 30 дней - не позднее 45 дней.

Менеджер Auchan утверждает, что эта норма для крупных сетей трудновыполнима из-за высоких оборотов и большого количества документации, которую компаниям сложно будет оформить в такие короткие сроки. Возможно, магазины, особенно среднего и малого бизнеса, просто начнут оформлять накладные задним числом, предполагает управляющий партнер сети "Гастрономчикъ" Дмитрий Потапенко.

Предположим, сеть не станет соблюдать установленные законом сроки поставок. Тогда поставщику придется обратиться в суд за возмещением неустойки в рамках гражданско-правовой ответственности, говорят в компании Goltsblat BLP. А принятый закон о торговле не меняет сроков рассмотрения таких дел. При этом рассмотрения простых дел могут длиться пару месяцев, а сложных - до года.

Ограничение цен

Закон дает правительству право устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости - "для стабилизации розничных цен". Данная мера может действовать только в том случае, если в течение последних 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта рост розничных цен на эти товары был 30% и более. Такие опыты в новейшей истории России уже проводились премером Виктором Зубковым перед президентскими выборами 2008 года, но заморозить цены, в частности, на молоко ему не удалось.

Спикер Госдумы Борис Грызлов считает, что закон преследует благую цель и, надеется он, существенно изменит перераспределение прибыли в цепочке производитель-обрабатывающее предприятие-опт-розница. По его словам, "эти четыре участника должны иметь равные доли прибыли". По мнению ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева и научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина , закон "О торговле" представляет собой угрозу экономике. Законодатели понимают, что закон вышел не очень, замечают "Ведомости". Принятый вариант является базовым: в дальнейшем в него можно будет вносить коррективы, признавал председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Вкусвилл» расширил региональное присутствие в России
  2. 2 «Магнит» создал собственную лабораторию искусственного интеллекта
  3. 3 Подобрать одежду за пять минут: как технологии меняют карту пути потребителя в fashion-ритейле
  4. 4 Почему сейчас выгодно продавать на ресейл-платформах и как делать это эффективно?
  5. 5 «Автоматизируйте это немедленно», или что влияет на автоматизацию ритейла и FMCG
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше