Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Российские кинопрокатчики берут пиратов на испуг

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Не дожидаясь силовой помощи от властей, кинобизнес вырабатывает свои методы борьбы с контрафактом

Российские кинопрокатчики берут пиратов на испуг
Российские кинопрокатчики, не дождавшись от властей силового решения проблемы пиратства, учатся бороться с контрафактом своими силами. Применяемые методы спорные, но эффективные, отмечают эксперты. Найти, например, нелегальную копию "Иронии судьбы. Продолжение" в столице очень непросто.  

"Мы их просто запугали, - рассказал журналу Smart Money представитель Первого канала, пожелавший остаться неназванным. - Попросили убэповцев передать кому следует, что наша реакция будет быстрой и жесткой. Административный ресурс помог, конечно, - других, наверное, слушать бы не стали".

Запугивали не только пиратов. 25 декабря на официальном сайте телеканала появилось короткое сообщение, в котором пользователям файлообменных сетей, распространяющим  контрафактные копии "Иронии", напоминалось об уголовной ответственности по статье 146 УК РФ (до пяти лет лишения свободы). Через день оно появилось на сайтах чуть ли не всех крупных интернет-провайдеров.

"Ирония" стала первым российским фильмом, кассовые сборы которого вплотную подобрались к отметке $50 млн ($49,72 млн на конец этой недели, по данным издания "Кинобизнес сегодня"). Каков вклад антипиратских мер "Первого" в этот успех, сказать сложно - при такой-то рекламе, да еще учитывая, что фильм вышел в прокат сразу на 1050 копиях.

Эффект

Зато по итоговому результату можно грубо прикинуть финансовую эффективность "акции устрашения". По оценке генерального директора Российской антипиратской организации (РАПО) Константина Земченкова, в России стране потери кинопрокатчиков от пиратской деятельности обычно составляют одну пятую от кассы фильма. Стало быть, $10 млн в плюс.

Оценки Земченкова, и он сам это подчеркивает, конечно же, очень условны. Объемы пиратского рынка могут знать только те, кто занимается торговлей контрафактной продукцией. "Чисто эмпирически можно прикинуть, что в случае ухода копии фильма к пиратам кинопрокат теряет около четверти дохода", - говорит гендиректор "XX век Фокс СНГ" Михаэль Шлихт.

Процесс обеления рынка идет

Поскольку ждать от властей силового решения проблемы (как это было, например, с паленой водкой) не приходится, РАПО вынуждена работать точечно, аккуратно закрывая то одну, то другую лазейку, через которые копии новых фильмов просачиваются к пиратам для последующего тиражирования. Задачи антипиратской структуры можно условно разделить на два сегмента.

Для начала нужно попытаться воспрепятствовать созданию нелегальной копии. Когда она все-таки появляется (а это на данный момент неизбежность) - постараться максимально ограничить распространение "пиратки" вплоть до появления легального DVD-диска. "За последний год мы практически искоренили практику появления пиратских дисков с фильмом до дня премьеры", - говорит Земченков из РАПО.

Но фильмы все равно крадут. Пусть пиратам не дают "выстрелить" раньше премьеры. Но с началом широкого проката у них, несмотря ни на что, появляется множество шансов украсть фильм. Бороться с этим почти невозможно, вздыхает Земченков. Тем не менее жизнь кинопрокатчиков в последние годы облегчилась. "Еще 3-4 года назад, - говорит Земченков, - пиратам принадлежало не менее 90% видеорынка страны. Сегодня их доля сократилась до 70%". Процесс обеления рынка идет трудно, но все-таки идет.

Что мешает

В штате РАПО всего 25 сыщиков, ее поддерживают американские студии-мейджоры и большинство российских кинопрокатчиков. Бюджет организации вырос до нескольких миллионов долларов в год, причем средний взнос российского прокатчика составляет около $25 000, а прочее бюджетирование лежит на плечах западных партнеров. Однако сил РАПО на то, чтобы справиться с отточенной машиной пиратства, не хватает.

"Ни для кого не секрет, что главной причиной неистребимости пиратства была и остается коррупция, - рассказывает Земченков. - Очень часто сопровождающие нас сотрудники милиции сталкиваются с местной милицейской "крышей", которая собирает по $300-500 с точки продаж контрафактной продукции и не заинтересована в потере этого дохода".


То же с заводами по производству дисков. В стране, по данным РАПО, таких заводов больше 50. Почти все они конструировались и строились уже с мыслью параллельного выпуска лицензионных и пиратских дисков. Сыщики РАПО отвечают высокими технологиями. В их арсенале есть, к примеру, уникальный микроскоп, который способен идентифицировать место производства любой партии дисков. Если, конечно, слепок с так называемого молда - специальной пресс-формы, оттискивающей заводские диски, - хранится в библиотеке эталонов РАПО. В попытке избежать идентификации некоторые руководители пиратствующих заводов хранят отдельные молды только для изготовления контрафактной продукции - настоящая роскошь, учитывая, что стоимость каждой формы достигает $40 000-50 000. Но их все равно опознают, утверждает руководитель РАПО, не открывающий, впрочем, секрета, как именно это делается.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter