Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Российские потребители настроены "кризисно" и предпочитают отечественные товары

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

На покупательское поведение россиян влияют два разнонаправленных тренда - кризисные настроения и общее ощущение нестабильности, а также противоположные пророссийские настроения, активизированные победами российских команд на Олимпиаде и на чемпионате мира по хоккею.

Российские потребители настроены "кризисно" и предпочитают отечественные товары
К такому выводу пришли аналитики Synovate Comcon в ходе регулярного исследования РосИндекс.


Фото: РИА Новости

С одной стороны, на россиян сильно влияют удручающие кризисные настроения и общее ощущение нестабильности. Сложная геополитическая ситуация в мире их "подогревает". Как следствие, важность бренда и качества демонстрирует спад в первом полугодии 2014, а в 2012-2013 годах данные показатели активно росли. На этом фоне ожидаемо изменил направление падавший ранее фактор важности цены. Пока эксперты затрудняются сказать, является ли это колебание разовым, или оно станет точкой смены направлений тренда, это покажут следующие волны измерений. Количество спонтанных покупок падает (оно уже уверенно и активно снижается у мужчин, у женщин - не так уверенно). Это тоже отражает настороженность россиян.

При этом налицо другой, абсолютно противоположный тренд, который тоже сильно влияет на покупательское поведение жителей России. Этот тренд - рост пророссийских настроений. В начале 2014 года их стимулировали победы сборных России на Олимпиаде и в чемпионате мира по хоккею. В разных формах их активно подкрепляет государство. Эксперты отмечают перелом растущей на протяжении последних лет тенденции предпочтения импортных товаров. Потребитель поворачивается лицом в сторону отечественных производителей и товаров.

Информация за первые шесть месяцев 2014 года, которую анализировали эксперты, пока не отражают влияния запрета на ввоз продуктов питания из стран, поддержавших антироссийские санкции. Однако ответ правительства России на них подается как стимул к развитию внутреннего производства и тоже направлен на поддержание пророссийских настроений.


Инфографика: Synovate Comcon

Помимо этих трендов, аналитики Synovate Comcon отмечают последовательное падение интереса к покупкам у социально ответственных компаний. С одной стороны, корпоративная ответственность перестала быть для россиян экзотикой и становится чем-то вполне обыденным. С другой стороны, падению интереса способствует избыток информации о благотворительных и экологических инициативах компаний. Многие россияне воспринимают этот поток как "информационный шум".


RB.ru спросил эксперта о динамике потребления основных продуктов питания и покупки одежды.

"Настороженность россиян относительно экономического кризиса практически не отразилась на потреблении продуктов питания, особенно молочных и мясных. По сравнению со второй половиной 2013 года снизилось потребление рыбы и рыбных продуктов, но это скорее сезонное падение. Более ощутимое падение доли потребителей испытывают полуфабрикаты (-3 процентных пункта по сравнению с I полугодием 2013 года). Вероятно, это связано с тем, что россияне продолжают стремиться к здоровому образу жизни и выбирают "здоровые продукты", требующие полного цикла приготовления. Однако несмотря на сохранение предпочтений при выборе продуктов питания, россияне стали реже покупать одежду - показатель покупок за последние полгода, прежде демонстрировший тенденцию к росту, в I полугодии резко снизился (-4,6 процентных пункта)", - рассказала эксперт Synovate Comcon по потребительским рынкам Татьяна Герасименко.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter