Архив rb.ru

Российские самолеты стали в два раза популярнее

Архив rb.ru
Николай

Николай

Портфель заказов на новые российские авиалайнеры SSJ100 может вырасти вдвое

Российские самолеты стали в два раза популярнее
Присоединиться
Новый российский пассажирский самолет Sukhoi SuperJet 100 неплохо продается, несмотря на то, что до сих пор не начались даже летные испытания. К уже имеющимся 73 твердым заказам российский производитель может в ближайшее время добавить еще более 120. Среди потенциальных покупателей – авиаперевозчики из России, Китая, Индии и Индонезии.

Символ возрождения российского авиапрома – среднемагистральный пассажирский лайнер Sukhoi SuperJet 100 производства компании "Гражданские самолеты Сухого" – был спроектирован пять лет назад. В сентябре состоялась торжественная "выкатка" первого самолета, до конца года должны пройти первые летные испытания, а в 2008 г. первые такие лайнеры должны выйти на рейсы "Аэрофлота". В разработке и производстве SSJ-100, регионального лайнера на 75-95 мест, принимали участие российские, американские, французские и итальянские компании, однако собран он полностью в России. Стоимость одной машины – $30 млн.

До недавнего времени "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) рапортовали, что им уже удалось получить 73 твердых заказа от "Аэрофлота", "Финансовой лизинговой компании", Эйрюнион (объединение нескольких крупных российских авиаперевозчиков), Дальавиа, армянской "Армавиа" и итальянской ItAli Airlines. Также эти заказчики имеют опцион на право приобретения еще 31 самолета.

Двукратный рост

Однако уже скоро портфель заказов может значительно вырасти, сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на презентацию ГСС. Всего потенциальные покупатели могут заказать 128 лайнеров и получить опцион на приобретение еще пяти. Крупнейшие пакеты заказав могут сделать российские компании "Авиализинг" (35 лайнеров), Ютэйр (25), "Аэрофлот" (15) и "Аэрофлот-Норд" (16).

Однако есть в списке вероятных партнеров и зарубежные фирмы: индийские Omega Airlines (5) и MDLR (10), индонезийская Merpati (10), китайская C.A.T. (2). Переговоры с возможными покупателями находятся на финальной стадии, отмечает один из менеджеров ГСС: часть контрактов будет подписана до конца года. Впрочем, кто-то может и отказаться от приобретения самолетов.

Теперь главное не сорвать график

В российских компаниях не скрывают своего интереса к новому отечественному лайнеру. Парк среднемагистральных самолетов требует обновления, и лучшим кандидатом для этого может стать как раз SSJ 100. Стоит отметить, что для крупнейшего российского авиаперевозчика и покупателя нового самолета компании "Аэрофлот" сотрудничество с отечественными самолетостроителями является вынужденными. По соглашению с государством в 1998-1999 гг. компании разрешили беспошлинно ввозить лайнеры Boeing и Airbus в обмен на то, что в будущем компания сделает сопоставимый по сумме заказ на российские самолеты.

Размер портфеля твердых и потенциальных заказов для самолета, который еще ни разу не поднимался в небо, у ГСС неплохой. Теперь главное, чтобы во время испытаний не обнаружилось серьезных недостатков. Ведь в уже подписанных ГСС контрактах с клиентами предусмотрен внушительный штраф за невыполнение графика поставок. Максимальный предусмотренный размер штрафа – $1,5 млн по каждой машине.

Нужны деньги

Чтобы выполнить все заказы и успеть быстро наладить серийное производство, ГСС ищет деньги. Источники финансирования самые разные. Во вторник ГСС разместила допэмиссию на $56,5 млн – все новые акции выкупит АХК "Сухой". Еще через месяц, пишет газета "Ведомости", будет размещена еще одна допэмиссия на сумму в $182 млн, которую выкупит итальянская Alenia Aeronautica, которая благодаря этому сможет увеличить свою долю в ГСС до 25% плюс одна акция.

Другие источники финансирования новых SSJ – займы и субсидии. ГСС берет кредиты в Сбербанке, ВТБ, Евразийском банке развития, ЕБРР, а также получает государственные субсидии от правительств Франции (140 млн евро), России (7,9 млрд рублей на безвозмездной основе), Италии ($92,3 млн).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter