Архив rb.ru

Российские самолеты "Ту" оказались никому не нужны

Архив rb.ru

Единственный заказчик Ту-204СМ - "Атлант-союз" - отказался от их покупки

Российские самолеты "Ту" оказались никому не нужны
Производство самолетов "Ту" в России может быть закрыто из-за отсутствия спроса. Единственный покупатель Ту-204СМ отказался от заказанных прошлым летом 15 лайнеров. "Атлант-союзу" выгодней купить недорогие подержанные Boeing.

Ту-204СМ - это модернизированный вариант Ту-204 с более экономичным двигателем. До конца этого года "Туполев" должен был собрать первый лайнер, а в 2011 году передать его своему заказчику "Атлант-союзу". Авиакомпания подписала прошлым летом с лизинговой компанией "Ильюшин финанс" контракт на поставку 15-и Ту-204СМ. Однако стороны не сошлись в цене и разорвали контракт, пишет газета "Ведомости". Причем, штрафа за расторжение контракта предусмотрено не было, хотя на Западе это традиционная практика. "Ильюшин финанс" просил за одну "тушку" более $50 млн, а "Атлант-союз" хотел снизить цену. Однако это оказалось невозможным - слишком дорогое производство самолета.

В итоге "Атлант-союз" делает выбор в сторону подержанных американских Boeing. На $70 млн перевозчик намерен купить целых 5-8 лайнеров В737-400 старше 12 лет. В авиапарке компании уже есть три В737-300 и шесть В737-800, а в 2011 году она получит четыре новых В737-800.

Провал

"Атлант-союз" был единственным заказчиком Ту-204СМ. Несколько лет назад пять "тушек" заказала иранская Iran Air Tour, но контракт был заморожен, так как двигатели производит американская компания. Всего же необходимо выполнить заказов на 40-50 самолетов, чтобы этот проект модернизированных Ту-204 вышел на окупаемость. "Ильюшин финанс" продолжает искать покупателей - теперь из российских авиакомпаний второй десятки. Но если до конца года покупатели так и не будут найдены, то производство Ту-204СМ будет полностью прекращено. Хотя Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планировала производить Ту-204СМ десять лет, до 2020 года, пока на рынок не выйдет современный аналог МС-21.

Главная проблема самолета - в его высокой цене. Стоимость Ту-204СМ необходимо снизить на 20-25% и обеспечить полноценное послепродажное обслуживание, чтобы заполучить клиентов, считают эксперты "Ведомостей". В ОАК это понимают, но снизить цену не могут, так как слишком большие затраты на производство лайнера. Эксперты прогнозируют, что проект Ту-204СМ тихо умрет, а следом закроется и выпуск других "тушек" - Ту-204 и Ту-214. Последние два лайнера сейчас производятся под заказ управления делами президента и Минобороны. Последние "тушки" должны быть поставлены до 2012 года.

Умирающие "тушки"

Самолеты компании "Туполев", будучи в советское время самыми популярными лайнерами, теперь доживают свои последние дни. Ближнемагистральный Ту-134 серийно выпускался 18 лет (с 1966 по 1984 год), среднемагистральный Ту-154 - 26 лет (с 1972 по 1998 год). За это время было построено более 850 Ту-134 и 930 Ту-154. В советское время "тушки" составляли основу флота "Аэрофлота". Однако за последние годы "Аэрофлот" полностью вывел самолеты "Ту" из своего авиапарка. Многие авиакомпании последовали его примеру. Эти лайнеры были очень неэкономичны и расходовали много топлива. Сейчас больше всего "Ту" у авиакомпании "Ютейр" - 28 Ту-134 и 20 Ту-154.

Ту-204 и Ту-214 выпускаются с 1986 года, на сегодня их собрано более 50 штук. Эти лайнеры используются в парке Red Wings (8 штук), "Владавиа" (6 штук) и "Трансаэро" (3 штуки). Перевозчики жалуются на частую поломку двигателей Ту-204 и нехватку комплектующих.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter