Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Российские страховщики впервые за полтора года вышли в плюс

Архив rb.ru

Страшные прогнозы участников рынка, которые готовились к долгой стагнации, не оправдались

Российские страховщики впервые за полтора года вышли в плюс
За полгода страховые компании увеличили сбор премий на 5% - до 285,5 млрд рублей (без сборов по обязательному медицинскому страхованию), посчитала Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). При этом, выплаты сократились на 0,3%, до 134,9 млрд рублей. Рост показали страховые компании всех федеральных округов: от 0,4% в Северо-Западном округе до 17,9% в Северо-Кавказском. Такие показатели говорят о выходе страхового рынка из кризиса вопреки страшным прогнозам участников рынка, которые готовились к длительной стагнации.

Страховой рынок почувствовал кризис позже, чем другие: в четвертом квартале 2008 года он все еще продолжал расти. 2009 год оказался для страховщиков провальным: за год сборы упали на 11,5%. С рынка ушло 16% страховых компаний: если на конец 2008 года их было 786, то сейчас уже только 666. Участники рынка и чиновники пугали своими мрачными прогнозами: быстрого восстановления рынка не ждите. Совладелец "Росгосстраха" Даниил Хачатуров буквально в марте уверял, что кризис для страховщиков не только не закончился, а будет продолжаться.

Однако и в первом, и во втором кварталах рынок показал рост. Причем, 10 крупнейших страховщиков ("Росгосстрах", "Согаз", "Ингосстрах" и другие) даже в кризис умудрялись показывать рост премий, который продолжился и в первом полугодии 2010 года: на них пришлось 60% всей собранной премии, пишут сегодня "Ведомости" со ссылкой на данные Росстрахнадзора.

Западные страховщики в кризис премии не снизили, а основные убытки получили не от страховой, а от инвестиционной деятельности, отмечают эксперты газеты. Многие из них в кризис изменили свои стратегии, отказавшись от неэффективных линий бизнеса.

Что помогло

Восстановлению страхового рынка помогает общий рост экономики страны и рост продаж автомобилей. Так, в апреле продажи авто выросли на 20%, а в июне и июле - почти на 50%. Россияне стали больше тратить на автокаско, хотя премии по ним упали за полгода на 7% при росте выданных полисов, что говорит о демпинге в этом сегменте рынка. Премии по ОСАГО выросли на 21,1% в первом полугодии, а некоторые страховщики удвоили сборы в сегменте. Этому способствовала программа утилизации старых автомобилей, замечают эксперты.

На чем зарабатывают страховщики

Больше всего страховщики по-прежнему зарабатывают на обязательном медицинском страховании, на которое приходится почти половина всех премий (45,2%). На втором месте - страхование имущества, которое приносит 26,1% премий, на третьем - личное страхование (14,1%). Прибыльным остается также ОСАГО, на котором рынок зарабатывает 8,3% от общих премий. Далее идут страхование ответственности (2,7%), страхование жизни (1,7%) и предпринимательских и финансовых рисков (0,6%). На остальные виды обязательного страхования приходится всего 1,3% общих премий.

Рынок редеет

Кризис заставил уйти с рынка 16% страховщиков. Только за эти полгода рынок покинули 49 страховых компаний, а до конца года лицензий могут лишиться еще 50 страховщиков, заявил глава Росстрахнадзора Александр Коваль. Росстрахнадзор удаляет с рынка неплатежеспособные компании, которые демпингуют или вкладываются в некачественные активы.

В следующем году количество страховщиков может снова серьезно поредеть. Как заявил Коваль, из 666 страховщиков будущим требования по размеру минимального капитала не соответствует добрая половина - 376 страховщиков, из них 69 - перестраховочных компаний, 93% страховщиков жизни и 69% компаний по другим видам страхования.

Новые правила будут введены уже в следующем году. Согласно поправкам в Закон о страховом деле, минимальный уставной капитал компаний, занимающихся общим страхованием, с 2011 года должен составлять 120 млн рублей вместо сегодняшних 30 млн рублей, капитал страховщиков жизни - 240 млн рублей, перестраховщиков - 480 млн рублей.

Чистке рынка будут также способствовать новые правила отчетности страховщиков, которые начнут действовать с лета 2011 года.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сложная продуктовизация: как вывести разработанный программный продукт на рынок и добиться его монетизации
  2. 2 Кешбэк или… ? Влияние краткосрочной ценности на долгосрочные отношения с клиентом в страховании
  3. 3 Погружение в онлайн, консолидация и пересмотр предложений — перспективы рынка страхования в России
  4. 4 Топ-5 тенденций в InsurTech
  5. 5 Уроки 2022: как изменился маркетинг в России и как работать с ним в 2023?