Российские топ-менеджеры уверены, что кризис будет недолгим

Расскажите друзьям
Илья
Илья

При этом половина компаний надеется расширить свой бизнес за счет ушедших с рынка игроков

Паники среди руководителей российских крупных компаний нет, свидетельствуют результаты опроса, проведенного месяц назад компанией PricewaterhouseCoopers и Ассоциацией менеджеров. Управленцы надеются использовать кризис в своих целях: снизить издержки, оптимизировать работу своих компаний и даже завоевать новые рынки.  

Большинство российских топ-менеджеров ожидает, что кризис не будет долгим, выяснилось из опроса, проведенного среди 100 руководителей ведущих российских компаний из различных отраслей.

Неприятность эту мы переживем

Что касается краткосрочных ожиданий, единства мнений среди руководителей нет: оптимисты и пессимисты разделились на два равных лагеря в вопросе о том, стоит ли их компании ожидать роста доходов в течение ближайшего года. Одна половина опрошенных уверена (или "почти уверена") в том, что заработки компании будут расти, другие 50% респондентов этой уверенности не разделяют.

Зато когда речь заходит о более долгосрочном прогнозе, оптимизм руководителей существенно возрастает, пишут авторы исследования. 87% топ-менеджеров не сомневаются, что в течение трех лет все наладится и прибыль их компании снова будет расти. Большинство также спокойны и за свою отрасль: в том, что рынки, на которых они работают, продолжат расти в течение трех грядущих "худых" лет, уверены 78% опрошенных.

Исследователи делают вывод, что ответственные лица компаний считают кризисные явления не опасными для российского рынка в долгосрочном плане и наиболее опасным считают только следующий год. В целом эти ожидания совпадают и с ожиданиями экономистов. К примеру, главный экономист Всемирного Банка по России Желько Богетич в интервью РИА Новости озвучил прогноз, по которому Мировой финансовый кризис может достичь дна к середине 2009 года, после чего начнется улучшение.

Страхи и надежды

Почти половина (47%) руководителей, уверенных в том, что их компания переживет трудные времена, намерена расширить ее присутствие на своем рынке – судя по всему, заняв ниши, освободившиеся после исчезновения менее удачливых конкурентов. Меньше всего, как видно из диаграммы, менеджеры настроены сегодня расширять географию присутствия и объединять свои компании с другими. Впрочем, возможное понижение цен и стоимости многих предприятий может стать стимулом к пересмотру условий контрактов, приобретения активов и консолидации отраслей, пишут авторы опроса.

"В условиях кризиса компании по большому счету делятся на две категории: те, кто сейчас "в активах", которые в основном дешевеют, и те, кто "в кэше" и может эти активы приобрести, - комментирует начальник отдела акций ИГ "КапиталЪ" Константин Гуляев. - Первые либо спешно пытаются сбросить ряд активов по любым ценам для поддержания собственной ликвидности, другие - сидят на кэше, в условиях неопределенности ожидая дальнейшего ухудшения и более выгодных цен для входа. Тех, кто готов сейчас приобретать какие-то активы и, тем самым, тратить кэш, явно меньшинство".

Какую из возможностей роста вы считаете главной для своей компании в ближайшие 12 месяцев?



Вообще, кризис позволит сделать полезное "кровопускание" и облегчить финансовое бремя корпораций, считают российские топ-менеджеры: они уже готовятся сократить издержки, избавиться от непрофильных активов и подумать об аутсорсинге части функций.

Где взять денег

При этом по-другому им приходится взглянуть на политику привлечения финансов. В прошлом году на кредиты как источник финансирования компании рассчитывало 78,7% руководителей. Сегодня же, в условиях, когда наибольшие проблемы испытывают те организации, которые "живут в кредит", выглядит вполне естественным их желание опираться на собственные средства (71%). Впрочем, популярность кредитов не так уж мала как можно было ожидать - на них рассчитывает половина опрошенных. 

 

Впрочем, проблемы с финансированием планов развития компаний признают 78% менеджеров. 94% уже пересматривают свои затраты на 2009 год. Финансовые трудности вообще больше всего волнуют руководителей в нынешних условиях. Их беспокоит инфляция, волатильность фондовых рынков, рост стоимости заемного капитала и сложности в обслуживании задолженности.

Изменяйся или умри

Как бы то ни было, российские компании приспосабливаются к новым условиям. Чуть менее трети из них переписывает бизнес-планы, а более половины – корректирует. Лишь 8% компаний уверены в том, что их текущая стратегия вполне пригодна для того, чтобы пережить "бурю".

Насколько изменится стратегия развития вашей компании в связи с мировым экономическим кризисом?

 

Любопытно, что из похожего опроса, проведенного на Западе хэдхантинговой компанией Egon Zehnder, следует, что процент топ-менеджеров США и Западной Европы, не уверенных в надежности бизнес-моделей своих компаний в новых условиях, примерно столь же велик. Согласно опросу, важнейшим приоритетом сегодня 58% (65% - в США) топ-менеджеров считают переоценку бизнес-модели своих компаний.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase