Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Российский автопром выжил, кроме "Ижавто"

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Правительство спасло автозаводы, но оживить спрос на их продукцию не смогло

Российский автопром выжил, кроме "Ижавто"
Кризисный 2009 год был особенно тяжелым для российских автопроизводителей. Без господдержки самостоятельно выжить в новых реалиях имел шанс только Sollers.  Однако почти все российские автозаводы на плаву остались, за исключением "Ижавто". "АвтоВАЗ" от банкротства спасла лишь беспрецедентная поддержка от государства.

Экономический кризис наиболее сильно ударил по автомобильной промышленности. Если ВВП в 2009 году снизится, по прогнозу Минэкономразвития, на 8,5%, тогда как производство автомобилей за 11 месяцев 2009 года рухнуло на 60,4% (данные Росстата). Автозаводам пришлось несколько раз в год останавливать производства, уходить на неполные рабочие недели, чтобы привести свои объемы выпуска в соответствии с резко упавшим спросом на автомобили. Продажи легковых и легких коммерческих машин, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев года упали  вдвое, а грузовиков - на целых 80%.

Все, кроме Sollers

Две главные проблемы, с которыми пришлось столкнуться всем автопроизводителям - это резкое падение спроса на машины и высокий уровень долгов, которые обслуживать оказалось тяжело, считают эксперты газеты "Ведомости". Без государственной поддержки шанс пережить 2009 год самостоятельно имелся лишь у Sollers, остальные бы не справились, считают они.

И все же в этот тяжелый год на плаву удержались практически все отечественные автопроизводители. Не выжил только "Ижавто", на котором собиралась вазовская "классика" в небольшом количестве, и корейские модели Kia (по лицензии). "Ижавто" начал процедуру банкротства, 24,7% акций завода уже приобрели "Ростехнологии" и еще 51% акций может получить Сбербанк как основной кредитор.

Помощь государства спрос не оживила

Правительство предприняло меры, направленные в первую очередь на поддержание отечественных автопроизводств, а не иностранных сборочных заводов. В начале года были повышены пошлины на ввозимые в Россию иномарки, в апреле заработала программа субсидирования автокредитов для населения, были введены льготные тарифы на перевозку машин на Дальний Восток. Российские автопредприятия получили также госзаказы на машины и госгарантии по кредитам.

Однако оживить спрос эти меры все равно не помогли. Та же программа льготного автокредитования способствовала продаже всего 67 430 автомобилей российского производства (данные Минпромторга на 24 декабря), тогда как изначально была рассчитана на продажу 150 тыс. машин. Условия льготного автокредита впоследствии были улучшены, недавно существенно расширился список банков, которые могут выдавать льготные кредиты. Это может повысить эффективность программы в 2010 году. Не хлынули машины и на Дальний Восток, не смотря на почти бесплатный провоз по железной дороге. 

Особенный

"АвтоВАЗ" мог бы повторить в этом году судьбу "Ижавто". Однако правительство решило во что бы то ни стало сохранить крупнейшего российского производителя легковых машин. Поддержка "АвтоВАЗа" оказалась беспрецедентной: весной завод получил 25 млрд рублей из бюджета. Это единственный автозавод, в который влили наличные в виде беспроцентной ссуды. Без этих денег "АвтоВАЗ" не пережил бы и лета, и только. Осенью вопрос о банкротстве волжского автогиганта встал снова. После долгих баталий, государство не находит иного выхода, как снова дать заводу денег. На сей раз обещано 50 млрд рублей. Этого должно хватить на расплату с основными кредиторами и на пополнение оборотных средств.

Впрочем, не было бы счастья, да несчастье помогло. Только благодаря кризису руководство "АвтоВАЗа" начало действовать более активно: избавляться от непрофильных активов и сокращать численность персонала, считают эксперты газеты.

Сами с усами

Производителям коммерческой и грузовой техники существенную поддержку оказали госзаказы. Так, благодаря заказам от государства "ГАЗ" заработал 16 млрд рублей, что составляет примерно 20% от выручки компании. В выручке "Камаза" доля госзаказов еще более впечатляет - около 70%.

Однако сами автопредприятия тоже не сидели сложа руки и боролись за выживание. Так, группа "ГАЗ" уже к лету вдвое сократила персонал, снизила издержки и вернулась на операционную рентабельность. Группа также получила госгарантии по кредитам на 20 млрд рублей. Осталось договориться с банками о реструктуризации долгов на 40 млрд рублей. Сокращение издержек и персонала прошли и на "Камазе". Завод также существенно урезал инвестиционную программу. Компания Sollers получила госгарантии на 5 млрд рублей для рефинансирования кредитов Сбербанка и ВТБ, и еще столько же - на создание сборочного завода на Дальнем Востоке (который вчера был открыт).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter