Российский автопром

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

"ГАЗ" будет собирать иномарки VW, "АвтоВАЗ" – Renault и Nissan, а "Камаз" – грузовики Mercedes

Российский автопром в ближайшие год-два будет не узнать. "АвтоВАЗ" через два года обещает начать собирать в Тольятти иномарки Renault и Nissan,  на "Камазе" будут собирать грузовики немецкой марки Mercedes и японской Mitsubishi, а группа "ГАЗ"  начнет производить немецкие автомобили Volkswagen. Российский автопром осознал, что тягаться в одиночку с мировыми автогигантами ему не по силам, выгодней с ними сотрудничать. 

Группа "ГАЗ" очень долго искала, чем же заполнить свою новенькую линию для производства легковых автомобилей мощностью целых 160 тыс. автомобилей в год. Для сравнения - это даже больше проектной мощности завода VW в Калуге, причем немцы на нее еще даже не вышли. Эту современную линию группа "ГАЗ", подконтрольная Олегу Дерипаске, купила у Chrysler и перенесла в Нижний Новгород.

"ГАЗ", крупнейший производитель коммерческой техники, очень хотел вернуться в легковой сегмент. Всем известные "Волги" уже никуда не годились, их сняли с производства, а замену решили найти в США. Четыре года назад "ГАЗ" покупает за бешеные деньги платформу Chrysler Sebring, и на ее основе создает замену "Волге" - Volga Siber. Производство строили на 160 тыс. машин в год, а в итоге за первое полугодие этого года было собрано всего 1579 Siber. Цифры говорят сами за себя - проект провалился. Мечты группы "ГАЗ" собственными силами создать вторую "Волгу" разрушились.  Группа "ГАЗ" пришла к тому же, что и "АвтоВАЗ", и "Камаз".  Российский автопром слишком отстал от конкурентов, причем не только в техническом плане. Он серьезно проигрывает в имиджевом плане. Российские автомобили, будь то легковой, коммерческий или грузовой транспорт, будут продаваться только по низкой цене. И даже название на английском языке не поможет. Любая попытка стать "Мерседесом" или "Тойотой"  обречена на провал.

Группа "ГАЗ" поняла, что сборка иномарок - это единственный выход и возможность загрузить пустующие мощности, и хоть как-то окупить вложения. Судьба в прошлом году подбросила "ГАЗу" невероятный шанс - купить Opel у GM. Однако американцы оказались не лыком шиты, и передумали продавать Opel. То ли испугались, что заполучив Opel, российский автопром вырвется вперед, то ли действительно их финансовое положение так улучшилось, что появилась возможность самим спасти убыточное немецкое подразделение. Так или иначе, группе "ГАЗ" пришлось дальше искать себе иностранного партнера. Вчера вечером такой партнер нашелся. И это не GM, с которым переговоры продолжались, и не Chrysler, у которого была куплена производственная линия, а немецкий Volkswagen. На той линии, где должна была выпускаться неудачная новинка Volga Siber, будут теперь собираться немецкие иномарки по контракту.  Какие модели будут выпускаться и когда начнется выпуск - пока неизвестно.

У VW уже есть собственный завод в Калужской области, однако он оказался слишком мал для российского рынка. Volkswagen, вероятно, с точки зрения Минпромторга, - пример, которому должны подражать другие иностранные автоконцерны. Когда правительство подняло пошлины на ввоз иномарок, VW увеличил объемы местного производства и расширил модельный ряд. Правительство обещает продлить льготы на ввоз автокомплектующих только для тех, кто готов увеличить производство машин в России минимум до 300 тыс. штук в год. Volkswagen отвечает, что готов ежегодно выпускать 360 тыс. иномарок в России. Не сию минуту, конечно, а к 2017-2018 годам. В этом году калужский завод соберет только 90-100 тыс. машин, в следующем году - уже 150 тыс. и это предельные возможности существующего в Калуге завода. Поэтому VW собирается построить вторую очередь завода в России. Пока будет идти стройка, VW воспользуется мощностями группы "ГАЗ", которые просто напросто простаивают.

"АвтоВАЗ"

"АвтоВАЗу" подвезло - два года назад четверть его акций купила французская Renault. Оказалось, что купили кота в мешке. Если бы не денежные вливания государства, "АвтоВАЗ" смыло бы с лица земли. Но с долгами разобрались, треть персонала уволили, десятилетний план составили - и вот уже небольшая прибыль в этом году появилась. Программу утилизации запустили - и вот продажи Lada стали расти. Правда, получилось, что государство вдохнуло новую жизнь в устаревшие "классические" модели "АвтоВАЗа", которые стали "хитами" по утилизационной программе.

Через два-три года "АвтоВАЗ" намерен производить автомобили трех брендов - Lada, Renault и Nissan. Правда, руководство обещает, что доля Lada в общем объеме будет 70%. Причем, максимум через пять лет модельный ряд Lada полностью обновится, уверяет президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров. В конце 2011 года в Тольятти начнет собираться бюджетный автомобиль Lada Granta, в первом квартале 2012 года - модели F90 и R90 на платформе Renault, еще через полгода  - одна из моделей Nissan и в первом квартале 2013 года - еще две модели Renault и Nissan.

Совместными усилиями "АвтоВАЗ" к 2020 году выйдет на объемы производства более миллиона автомобилей. Такие планы, кстати, были еще до кризиса, и даже до Renault, но - не получилось.

"Камаз" тоже нашел себе акционера - немецкий концерн Daimler (в свое время отделившийся от американского Chrysler). Теперь они создают совместные предприятия по сборке на мощностях "Камаза" грузовиков Mercedes-Benz и Mitsubishi.

Пример показал Sollers

Российский автопром осознал, что тягаться в одиночку с мировыми автогигантами ему не по силам, выгодней с ними сотрудничать. Осознание, правда, пришло с опозданием. Вот если бы они сразу действовали как компания Sollers (бывшая "Северсталь-авто") Вадима Швецова, многих ошибок можно было бы избежать.

Швецов, владея заводом "УАЗ" и ЗМЗ, не стал изобретать колесо. Он сразу стал искать себе иностранных партнеров, предлагая российские мощности. Теперь Sollers собирает по лицензии в России модели целых трех автопроизводителей - внедорожники SsangYong, коммерческие автомобили Isuzu и итальянские коммерческие и легковые автомобили Fiat. Правильность выбранного пути - партнерство с иностранцами в разных формах и концентрация на двух выбранных сегментах (внедорожники и коммерческие авто) - доказал кризис. Sollers - единственный из российских автопроизводителей, кто с большей долей вероятности мог бы пережить кризис без господдержки.

Сотрудничество с иностранным концерном дает российским автозаводам не просто возможность заполучить новые технологии и ноу-хау, модернизировать и загрузить мощности, а вообще - шанс остаться на плаву. И кто знает, к чему в итоге приведет такое сотрудничество. Сможет ли "АвтоВАЗ" предложить россиянам новые современные модели Lada по низкой цене, пользующиеся спросом, или все закончится сборкой моделей Renault и Nissan.  Государство все-таки надеется, что российские автоконцерны не превратятся в сборочные придатки иностранных автозаводов. Впрочем, опыт Sollers показывает, что быть придатком - пусть и не комильфо, зато прибыльное дело.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Игорь Андреев 12:06, 3.09.2010
    0
    фалоэндопротезы для их конструкторов. Все наши выжившие настоящие конструкторы на моем блоге: http://www.rb.ru/blog/32547/
  • Алексей Кучерявый 05:55, 4.09.2010
    0
    Повсеместная коррупция и стратегическая близорукость менеджмента - пичина фиаско Российского автопрома и Русских, как нации !!!
  • Борис Баженов 06:56, 4.09.2010
    0
    Ну, так надо было сделать еще в начале 90-х, и сейчас на базе передовой технологии появились бы уже и свои разработки. А теперь ждать еще 20 лет надо. Ничему не учит послевоенный опыт Японии? Дураки учатся на своих ошибках...
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Russian Startups Go Global 2018
1 декабря 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase