Архив rb.ru

Российский бизнес не дорос до мировой конкуренции

Архив rb.ru
Илья

Илья

У нас по-прежнему главным конкурентным преимуществом является административный ресурс

Российский бизнес не дорос до мировой конкуренции
Присоединиться

  Частный бизнес почти во всем мире признает главными конкурентными преимуществами качество продукта и опыт персонала, говорится в исследовании Grant Thornton. Но большинство источников преимущества пока не востребовано российским средним бизнесом, считают эксперты - многим хватает "административного ресурса".

По просьбе объединения консалтинговых компаний Grant Thornton International (GTI) топ-менеджеры компаний средней величины из 34 стран оценили по пятибалльной шкале важность 10 источников конкурентного преимущества. В опросе участвовали и 250 российских компаний.

Китайцам важнее бренд

Газета "Ведомости", в распоряжение которой попали результаты опроса, сообщает, что почти во всем мире бизнесмены стараются добиваться превосходства над конкурентами с помощью качества продукта и квалификации персонала. Только предприниматели из Поднебесной не придают решающего значения ни одному из факторов, в том числе и двум названным: там качество считают важным менее половины опрошенных. Больше всего голосов (48%) они отдали такому фактору, как сила бренда, а меньше всего - международным связям (30%).

Невысокое значение большинства факторов исследователи отметили во многих развитых странах. По их мнению, это свидетельствует о том, что большинство предприятий среднего бизнеса накопило силы и чувствует себя уверенно, полагаясь на свои сильные бренды, качественные продукты и налаженный экспорт. В Японии или Англии сложно повысить конкурентоспособность, занимаясь инновациями или управлением затрат, поскольку это делают все, пояснили эксперты "Ведомостям".

Зато на многих развивающихся рынках большинство критериев ценится достаточно высоко. В Индии более 75% опрошенных готовы конкурировать по всем пунктам. Также большинство критериев выбрали во Вьетнаме и Мексике. Это означает, что бизнесмены там настроены на агрессивную конкуренцию, в том числе на мировых рынках, говорят аналитики.

Преимущество вне конкуренции

Но российские бизнесмены мало думают о будущем, считают исследователи. Лишь 19% россиян интересует вовлеченность в мировой рынок в качестве конкурентного преимущества. А за счет экономии на масштабе бизнеса готовы конкурировать лишь 27% опрошенных. И хотя опыт и квалификация персонала ценится в России высоко - этот критерий назван опрошенными вторым по важности конкурентным  преимуществом большинством (71%) руководителей - на борьбу с текучкой кадров настроены лишь 43% из них. Если соблюдение этических норм считает преимуществом большинство российских предпринимателей (64%), то инновации ценят лишь 39% россиян.

Эксперты, опрошенные "Ведомостями", скептически отнеслись к результатам опроса в нашей стране. По их мнению, исследователи GTI забыли о преимуществе, без которого все остальное в России бесполезно: административном ресурсе. Кроме того, аналитики считают, что большинство названных в опросе источников преимущества пока не востребовано российским средним бизнесом. Предприятия сферы услуг, которые составляют большинство в этой категории, больше озабочены поиском квалифицированных кадров, чем инновациями или снижением издержек - к этому их вынуждает стремительный рост. А на Западе, к которым сравнивается российский бизнес, первичный этап роста давно прошел.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Аукционы в эпоху инноваций: как бизнесы применяют модель и почему она эффективна