Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Российский бизнес пережил бюрократию, но страдает от нехватки кадров

Архив rb.ru
Николай

Николай

Несмотря на все кризисы, бюрократию и проблемы бизнесу остро не хватает рабочих рук

Российский бизнес пережил бюрократию, но страдает от нехватки кадров
Согласно проведенному компанией Grant Thornton глобальному опросу компаний крупного и среднего бизнеса, острее всего предпринимателям не хватает квалифицированных кадров. С серьезностью этой проблемы не сравнится ни столкновения с государственной бюрократией, ни трудности с финансированием. В России эта проблема актуальна уже давно. Однако впервые она вышла на первое место.

Шестой год подряд эксперты американской компании Grant Thornton опрашивают представителей бизнеса из более чем трех десятков стран на предмет самых важных для них тенденций в повседневной работе. Российские компании также входят в число опрашиваемых. Один из разделов глобального опроса - это проблемы, которые, по мнению бизнеса, больше всего мешают нормальной работе.

В целях опроса выделены самые часто встречающиеся проблемы: это административные барьеры и волокита в госорганах, недостаток оборотных средств, неудовлетворительное долгосрочное финансирование, стоимость кредитов, низкий спрос. Долгое время на первом месте по недовольству бизнеса в мире и в России была именно регулирующая деятельность государства.

С самого начала проведения опросов в 2003 г. и вплоть до 2007 г. административные барьеры стояли на первом месте - в качестве самой главной помехи их называли в среднем от 35% до 37% опрошенных. В России, где уровень недовольства традиционно выше, чем в среднем по миру, на первое месте бюрократию ставили от 52% до 59% опрошенных.


Grant Thornton

На втором месте с большим отрывом с 2003 по 2007 гг. по степени влияния на бизнес шло такое ограничение как нехватка кадров. Однако в 2008 г. ситуация неожиданно коренным образом изменилась. Причем как в мире, так и в России. Впервые в среднем по миру нехватку кадров признали 37% компаний (бюрократия - 31%). В России показатели выше, но соотношение такое же - кадровый голод - 52%, бюрократия - 38%.

Глава агентства Grant Thornton резюмирует: "Найти нужных людей - очень большая проблема для бизнеса, несмотря даже на взрывной рост населения планеты и увеличение количества людей, которые планируют повышать свое образование. Результаты нашего исследования показывают, что частный бизнес делает все, чтобы быть привлекательным работодателем, но последние данные говорят о том, что кадровые трудности пока только увеличиваются. К этому можно прибавить еще и тот факт, что все больше владельцев бизнеса вынуждены искать преемников, потому что их дети вовсе не хотят идти по стопам родителей. Все это объясняет, почему именно человеческий потенциал сейчас стоит номером один в повестке дня".

В России проблема квалифицированных кадров обсуждается уже давно. В числе одной из главных ее называют уже несколько лет, по крайней мере, с 2000 г. Однако результаты последнего опроса примечательны тем, что бюрократия - традиционный бич российского бизнеса - впервые отошла на второй план, хотя все последние годы жаловавшихся в России на бюрократизм было больше, чем в любой другой стране.

Например, в 2007 г. в целом в мире бюрократы были проблемой для 37% опрошенных, а в России - для 59%. Правда, стоит отметить, что Россия по уровню нехватки кадров сейчас не является лидером. Так, наибольший дефицит работников отмечен экспертами в Таиланде, где на это пожаловались 68% опрошенных, причем, количество отметивших эту проблему в этой стране почти удвоилось в сравнении с предыдущим годом.

Как пишет газета "Ведомости" со ссылкой на представителя Института экономики переходного периода, который ежеквартально спрашивает около 800 российских промпредприятий о том, что мешает им развиваться, в последние четыре квартала предприятий, испытывающих нехватку персонала, стало на 14-21 процентных пункта больше, чем не испытывающих. У 36-38% предприятий дефицит кадров сдерживает рост объемов выпуска. Кроме того, у российских компаний быстро растут затраты на поиск и удержание персонала.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты
  2. 2 Зачем бизнесу инклюзивность. Опыт работы сотрудников с РАС в ИТ-компании
  3. 3 «Так рано?»: как просить отпуск на новой работе
  4. 4 Эффективность адаптации нельзя измерить. Какие мифы мешают грамотному онбордингу
  5. 5 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!