Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Российский активист рассказала, как ездила на Донбасс "за правдой"

Архив rb.ru
Полина

Полина

Внештатный автор нескольких российских изданий попала в трехдневный плен

Российский активист рассказала, как ездила на Донбасс "за правдой"

Мария Маркитанова – фрилансер, стрингер, внештатный автор, который сотрудничает с несколькими российскими изданиями. По собственной воле она оказалась в эпицентре военных действий на Донбассе. 8 июня Маркитанова пересекла русско-украинскую границу в районе станции Должанская. С тех пор она успела побывать в Донецке и Славянске и попасть в военный плен. Подробнее обо всем в её эксклюзивном интервью RB.ru.

- Мария, почему вы отправились в Славянск? Разве находиться в горячей точке - прерогатива хрупкой девушки?

Я хотела разобраться в ситуации на Украине сама, поэтому и поехала за правдой. Я не равнодушна к судьбам тысяч людей, исковерканных этой войной, поэтому я здесь. Моя поездка началась с Одессы. Там с группой иностранных журналистов мы провели расследование и выяснили все подробности гибели людей в Доме Профсоюзов в начале мая. Следующим этапом стал Донбасс. 

- Расскажите о своем трехдневном пребывании в плену? Как вы туда попали и как выбрались?

История моего пленения еще не закончилась. А началось все в тот день, когда на пограничной с Россией станцией МКПП Должанская, я прочувствовала всю гамму острых ощущений от двух боевых тревог, к моему счастью окончившихся отбоем. Позже, уже после объявления так называемого перемирия, этот пропускной пункт был разбомблен, причем АТО атаковало со стороны России, уничтожив КПП Новошахтинское и тяжело ранив российского пограничника. Два дня я провела на Должанской, общаясь с ополченцами и узнавая подробности их довоенной жизни и мотивы к сопротивлению, а потом отправилась в Донецк. Обстановка в столице Донбасса относительна спокойна, и город живет своей размеренной жизнью. В Донецке я получила аккредитацию журналиста, и оттуда добралась на машине гуманитарной помощи до Славянска. Там, на заднем дворе гостиницы Украина, где базируются сотрудники российских СМИ, произошел инцидент. 

Ко мне подошли представители СБУ, перешедшие на сторону ополчения, и потребовали проследовать с ними. По дороге мне ударили локтем в грудь, потом еще была пара ударов во время пленения. В общем, неприятная история. Три дня я провела в сыром плесневелом подвале, пока выясняли по моим данным, откуда я, и, действительно ли я приехала как мирный журналист. И после того, как выяснилось, что я та, за кого себя выдаю, меня отпустили, при этом забрав флешку с фотографиями. Вывезли из Славянска по направлению в Донецк, запретив возвращаться, потому как у меня не с собой было пресс-карты, подтверждающей мою профессиональную миссию. Сейчас я в Донецке, планирую сделать карту и вернуться обратно в Славянск для продолжения работы.

- Что скажете по поводу настроений людей на юго-востоке Украины? Чего хотят мирные жители, и что делают ополченцы? В целом какая атмосфера в городах Донбасса? 

Юго-восток в целом достаточно неоднородный. Донецк – вполне аполитичный, в основном люди здесь просто ждут, когда все это закончится, проходят немногочисленные марши за мир, дончане в целом спокойны и стараются жить привычной жизнью, несмотря на тысячи потерянных рабочих мест и остановку поступления бюджетных пенсий и зарплат из Киева. Луганск более оппозиционно настроен, там больший процент мирного населения, перешедшего в ополчение. Но почти все на Донбассе считают, что воссоединение с Киевом невозможно и власть, пришедшая в результате событий на Майдане воспринимается, как нелигитимная. Большинство жителей Восточной Украины осуждает вооруженный переворот, и с крайним скепсисом относится к команде, пришедшей к власти в его результате. После начала и эскалации АТО, ставшей причиной десятков сотен смертей и уже сотен тысяч беженцев, скепсис только усилился.

Что касается состава народного ополчения, то это мужчины и рабочих профессий, и мелкие предприниматели, которые оставили свою работу, отправили свои семьи в спокойные регионы и взяли в руки оружие, чтобы защитить свою землю и дом, не желая слушать волеизъявления преступного Киева, за которым, по всей вероятности, стоят интересы более сильных стран. Большинство здесь считают, что главный интерес этих стран – крупное месторождение сланцевого газа. Центр этого месторождения находится в Донбассе, и оно третье по величине в мире. Именно за доступ к нему идёт жестокая битва под Славянском.

- Как выглядят сейчас города юго-востока, и что вы слышите от местных жителей, от беженцев, от представителей власти?

Понятно, что новопровозглашенным республикам была бы полезна поддержка центральной власти, и в этом смысле большинство выражает желание о присоединении ДНР и ЛНР к России, в качестве нового субъекта федерации, потому что восстановить города и промышленность, которые сейчас находятся на грани упадка, без поддержки центра и в сомнительном, с точки зрения международного права, статусе, будет достаточно сложно. Киев давно перестал финансировать эти регионы, поэтому ситуация в них довольно плачевная. Люди, которые еще не уехали из страны, выживают только благодаря гуманитарной помощи, которая приходит не так часто. В Славянске остановлено водоснабжение, разрушены жилые дома, электричество есть только в некоторых частях города. Война здесь не пощадила никого. Что касается заявлений Порошенко о перемирии, амнистии ополченцев, сложивших оружие, то никто не верит в их правдивость. Если люди даже и сдадутся, вряд ли киевская власть и армия, вооруженная до зубов, кого-то пощадит, уверены ополченцы.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter