Российский танкер и моряки освобождены из пиратского плена

Расскажите друзьям
Андрей
Андрей

Все пираты задержаны, помог боевой корабль "Маршал Шапошников"

Большой противолодочный корабль (БПК) "Маршал Шапошников" освободил российский танкер "Московский университет" (Moscow University), захваченный сомалийскими пиратами вместе с командой из 23 человек и грузом в 86 тонн нефти на борту. Все пираты задержаны, пострадавших нет.

"В районе трех часов ночи БПК вышел в район нахождения танкера и в течение некоторого времени оценивал ситуацию, ведя наблюдение техническими средствами. После чего было принято решение о проведении операции. В результате освобождения танкера среди россиян никто не пострадал", - цитирует РИА Новости высокопоставленного представителя коалиционных военно-морских сил в регионе.

Как рассказали "Коммерсанту" в "Новороссийском морском пароходстве" ("Новошип"), которому принадлежит "Московский университет", танкер с грузом нефти, выкупленной китайской нефтехимической компанией UNIPEC, вышел из Порт-Судана (Судан) 29 апреля. Нефть предстояло перевести в китайский порт Нинбо. Несмотря на то что "Московский университет" шел под флагом Либерии, судном управлял полностью российский экипаж под командованием капитана Юрия Тульчинского (полный список экипажа см. в доп. материале).

Благополучно преодолев первый участок пути, идущий вдоль африканского побережья Красного моря, и выйдя к Баб-эль-Мандебскому проливу, танкер подошел к границе так называемой пиратоопасной зоны, которая, по версии Международной морской организации IMO, созданной ООН для борьбы с противоправными действиями на море, располагается восточнее этого пролива.

В этот момент капитан Тульчинский, как следует из сообщения командования военно-морскими силами Евросоюза в зоне Аденского залива, и допустил роковую ошибку. "Танкер не зарегистрировался в центре морской безопасности "Африканский Рог"",- говорится в сообщении. Таким образом, как считают специалисты по морской безопасности Евросоюза, он отказался от защиты военно-морских и военно-воздушных сил ЕС. Российские коллеги в области морской безопасности считают сделанное заявление не совсем корректным.

По словам эксперта "Коммерсанта", европейские военные моряки, проводящие в районе Аденского залива операцию "Аталанта" по защите грузов гуманитарной помощи, идущих морским путем в Сомали, действительно охраняют от пиратов и другие гражданские суда. Для того чтобы попасть под "еврозащиту", капитан танкера или сухогруза, подходя к пиратоопасной зоне, должен в режиме online связаться с центром "Африканский Рог", сообщить свой номер, координаты и маршрут, после чего ему будет указан безопасный маршрут прохождения Аденского залива и Аравийского моря, в которых традиционно орудуют сомалийские пираты. На этом маршруте за ним будут постоянно "приглядывать" находящиеся поблизости военные корабли и вертолеты стран Евросоюза.

Регистрация в "Африканском Роге" желательна, но не обязательна, поскольку помимо европейской существуют и альтернативные способы защиты. Проблемную зону, кроме участников "Аталанты", контролируют военные суда блока НАТО, а также боевые корабли России, Китая, Индии, Японии, Турции, отправленные в этот регион специально для борьбы с сомалийскими пиратами. Любой из этих кораблей может провести гражданское судно или караван под своим конвоем.

"Московский университет", как и большинство других судов "Новошипа", воспользовался услугами российского большого противолодочного корабля (БПК) "Маршал Шапошников", который сейчас находится на боевом дежурстве в Аденском заливе.

Капитан танкера подал заявку в "Службу морской безопасности" на сопровождение и вечером 1 мая танкер в составе каравана из восьми судов отправился на запад через Аденский залив под конвоем "Маршала Шапошникова". Утром 4 мая, то есть примерно за сутки до захвата, "Шапошников" вывел караван в Аравийское море в районе острова Сокотра и отправился в обратный путь. БПК курсирует этим маршрутом, пересекая пиратоопасную зону с запада на восток примерно за трое суток, а потом возвращается обратно, каждый раз провожая караваны.

Наглый захват

После отхода "Маршала Шапошникова" "Московский университет" повернул на юго-восток - чтобы добраться до Китая танкеру предстояло обогнуть полуостров Индостан, и к утру 5 мая он был уже фактически в открытом Индийском океане в 350 морских милях от ближайшего берега. Здесь его и настигли сомалийские пираты. В последнее время они стали действовать не только в прибрежных водах, но и в океане, расширив зону влияния за счет плавучих топливных баз, под которые используют старые рыболовецкие сейнеры. Их трюмы заполнены бочками с топливом, которым и дозаправляются моторные лодки, ранее "привязанные" к береговым базам.

В восемь утра по московскому времени "Московский университет" передал сигнал бедствия, указывающий на то, что танкер подвергся атаке морских пиратов.

Захват танкера, видимо, произошел не сразу - во всяком случае, некоторые члены экипажа успели связаться с товарищами и родственниками по спутниковым телефонам. Как рассказали "Коммерсанту" коллеги российских моряков, по словам экипажа, их атаковали два быстроходных катера, в которых находились люди, вооруженные автоматами Калашникова и гранатометами РПГ-7. Сначала обе моторки остановились на некотором расстоянии от танкера, и сидящие в них пираты открыли предупредительный огонь по радиорубке, вынуждая безоружных моряков отойти от бортов судна.

Под огневым прикрытием второй лодки экипаж первого катера по веревочным лестницам поднялся на борт танкера и захватил его. Моряки, передав на землю, что все они живы и здоровы, сообщили, что попытаются укрыться от пиратов в машинном отделении за мощной металлической дверью. На этом связь с экипажем прервалась - как надеются коллеги российских моряков, в машинном отделении просто не работают спутниковые телефоны и нет радиосвязи.

Бороться можно

Как сообщает Los Angeles Times, в руках у сомалийских пиратов находятся примерно 350 заложников с более чем 20 судов. По некоторым данным бандиты напали на сотни кораблей за последнее время, а на выкупах заработали от $100 млн до $200 млн.

Суда работают в пиратоопасной зоне уже много лет и знают немало способов борьбы с захватчиками. Так, например, на подходящие моторки сбрасывают сверху бревна, бутылки с зажигательной смесью, борта судов защищают колючей проволокой (огнестрельного оружия на бортах, как правило, нет - только ракетницы для подачи сигналов бедствия). Существуют даже такие нетрадиционные способы, как записанный на магнитофонную ленту собачий лай - африканские пираты почему-то панически боятся собак. Однако самым простым и надежным методом защиты от захватчиков моряки считают включение судовых двигателей на режим максимальной мощности в сочетании с энергичным маневрированием - высокие волны, поднятые при этом судном, просто перевернут катера преследователей, пишет "Коммерсант" со ссылкой на моряков "Новошипа".

Знал об этом способе и капитан "Московского университета" Игорь Тульчинский, однако не решился применить его - наполненный нефтью танкер не может выполнять таких маневров. При этом та же нефть, по мнению моряков, спасает сейчас жизнь экипажу - опасаясь нефтяного пожара, захватчики не решаются выбить дверь машинного отделения при помощи гранатомета.


Комментарии

  • Игорь Андреев 06:40, 6.05.2010
    0
    Наши военные моряки сработали на отлично, я уже часа 2 назад давал комментарий, почему пиратов размазать легко (из моего опыта службы в СА, а не министра обороны). Теперь нужно пиратов не судить, а требовать выкуп или случайно утопить при побеге.
  • Citizen
    Игорь Андреев Citizen 10:14, 6.05.2010
    0
    Денег на выкуп у пиратов нет,Сомали - нищая страна, безработные, чтобы не умереть с голоду, вынуждены браться за такое "ремесло".Пусть сидят в холодной России, а когда освободятся, то их выдворят из нашей страны.Россия, Таджикистан, Узбекистан, Турменистан,Сомали - несчастные, обездоленные страны.
  • И. Андреев
    Citizen И. Андреев 12:42, 6.05.2010
    0
    Опасный ход, закрыться в танкере от пиратов и вывести управление из строя. Но сработал.Что касается пиратов, то одного надо было отпустить, чтобы на российские суда не зарились.Помню на трассе Ульяновск - Саранск на мой грузовик бадиты налетели. Прочитал объективную лекцию местному ГАИ об их причастности к составу банды (я к тому же и доцент) и после этого НИКОГДА с моими номерами ГАИ нас не останавливало. А уж об реките и речи нет.Ну, если, например, чубайсу по мозгам врезать (поменять местами с ходарковским), то рост ВВП сразу выростет на 10% относительно 0. Это тоже очевидно. Правительство в технике только глупостью и занимается:
  • Ильдар Исхаков 07:25, 6.05.2010
    0
    Раз пираты сменили свои базы - то есть начали использовать рыбацкие сейнеры, то не проще ли просто разбомбить эти хранилища топлива и избавиться от пиратов в дальних точках океана...
  • И. Андреев
    Ильдар Исхаков И. Андреев 08:08, 6.05.2010
    0
    нельзя бомбить рыбацкие суденышки, а проверять можно
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Finopolis 2017
5 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase