Архив rb.ru

Российский танкер и моряки освобождены из пиратского плена

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

Все пираты задержаны, помог боевой корабль "Маршал Шапошников"

Российский танкер и моряки освобождены из пиратского плена
Присоединиться
Большой противолодочный корабль (БПК) "Маршал Шапошников" освободил российский танкер "Московский университет" (Moscow University), захваченный сомалийскими пиратами вместе с командой из 23 человек и грузом в 86 тонн нефти на борту. Все пираты задержаны, пострадавших нет.

"В районе трех часов ночи БПК вышел в район нахождения танкера и в течение некоторого времени оценивал ситуацию, ведя наблюдение техническими средствами. После чего было принято решение о проведении операции. В результате освобождения танкера среди россиян никто не пострадал", - цитирует РИА Новости высокопоставленного представителя коалиционных военно-морских сил в регионе.

Как рассказали "Коммерсанту" в "Новороссийском морском пароходстве" ("Новошип"), которому принадлежит "Московский университет", танкер с грузом нефти, выкупленной китайской нефтехимической компанией UNIPEC, вышел из Порт-Судана (Судан) 29 апреля. Нефть предстояло перевести в китайский порт Нинбо. Несмотря на то что "Московский университет" шел под флагом Либерии, судном управлял полностью российский экипаж под командованием капитана Юрия Тульчинского (полный список экипажа см. в доп. материале).

Благополучно преодолев первый участок пути, идущий вдоль африканского побережья Красного моря, и выйдя к Баб-эль-Мандебскому проливу, танкер подошел к границе так называемой пиратоопасной зоны, которая, по версии Международной морской организации IMO, созданной ООН для борьбы с противоправными действиями на море, располагается восточнее этого пролива.

В этот момент капитан Тульчинский, как следует из сообщения командования военно-морскими силами Евросоюза в зоне Аденского залива, и допустил роковую ошибку. "Танкер не зарегистрировался в центре морской безопасности "Африканский Рог"",- говорится в сообщении. Таким образом, как считают специалисты по морской безопасности Евросоюза, он отказался от защиты военно-морских и военно-воздушных сил ЕС. Российские коллеги в области морской безопасности считают сделанное заявление не совсем корректным.

По словам эксперта "Коммерсанта", европейские военные моряки, проводящие в районе Аденского залива операцию "Аталанта" по защите грузов гуманитарной помощи, идущих морским путем в Сомали, действительно охраняют от пиратов и другие гражданские суда. Для того чтобы попасть под "еврозащиту", капитан танкера или сухогруза, подходя к пиратоопасной зоне, должен в режиме online связаться с центром "Африканский Рог", сообщить свой номер, координаты и маршрут, после чего ему будет указан безопасный маршрут прохождения Аденского залива и Аравийского моря, в которых традиционно орудуют сомалийские пираты. На этом маршруте за ним будут постоянно "приглядывать" находящиеся поблизости военные корабли и вертолеты стран Евросоюза.

Регистрация в "Африканском Роге" желательна, но не обязательна, поскольку помимо европейской существуют и альтернативные способы защиты. Проблемную зону, кроме участников "Аталанты", контролируют военные суда блока НАТО, а также боевые корабли России, Китая, Индии, Японии, Турции, отправленные в этот регион специально для борьбы с сомалийскими пиратами. Любой из этих кораблей может провести гражданское судно или караван под своим конвоем.

"Московский университет", как и большинство других судов "Новошипа", воспользовался услугами российского большого противолодочного корабля (БПК) "Маршал Шапошников", который сейчас находится на боевом дежурстве в Аденском заливе.

Капитан танкера подал заявку в "Службу морской безопасности" на сопровождение и вечером 1 мая танкер в составе каравана из восьми судов отправился на запад через Аденский залив под конвоем "Маршала Шапошникова". Утром 4 мая, то есть примерно за сутки до захвата, "Шапошников" вывел караван в Аравийское море в районе острова Сокотра и отправился в обратный путь. БПК курсирует этим маршрутом, пересекая пиратоопасную зону с запада на восток примерно за трое суток, а потом возвращается обратно, каждый раз провожая караваны.

Наглый захват

После отхода "Маршала Шапошникова" "Московский университет" повернул на юго-восток - чтобы добраться до Китая танкеру предстояло обогнуть полуостров Индостан, и к утру 5 мая он был уже фактически в открытом Индийском океане в 350 морских милях от ближайшего берега. Здесь его и настигли сомалийские пираты. В последнее время они стали действовать не только в прибрежных водах, но и в океане, расширив зону влияния за счет плавучих топливных баз, под которые используют старые рыболовецкие сейнеры. Их трюмы заполнены бочками с топливом, которым и дозаправляются моторные лодки, ранее "привязанные" к береговым базам.

В восемь утра по московскому времени "Московский университет" передал сигнал бедствия, указывающий на то, что танкер подвергся атаке морских пиратов.

Захват танкера, видимо, произошел не сразу - во всяком случае, некоторые члены экипажа успели связаться с товарищами и родственниками по спутниковым телефонам. Как рассказали "Коммерсанту" коллеги российских моряков, по словам экипажа, их атаковали два быстроходных катера, в которых находились люди, вооруженные автоматами Калашникова и гранатометами РПГ-7. Сначала обе моторки остановились на некотором расстоянии от танкера, и сидящие в них пираты открыли предупредительный огонь по радиорубке, вынуждая безоружных моряков отойти от бортов судна.

Под огневым прикрытием второй лодки экипаж первого катера по веревочным лестницам поднялся на борт танкера и захватил его. Моряки, передав на землю, что все они живы и здоровы, сообщили, что попытаются укрыться от пиратов в машинном отделении за мощной металлической дверью. На этом связь с экипажем прервалась - как надеются коллеги российских моряков, в машинном отделении просто не работают спутниковые телефоны и нет радиосвязи.

Бороться можно

Как сообщает Los Angeles Times, в руках у сомалийских пиратов находятся примерно 350 заложников с более чем 20 судов. По некоторым данным бандиты напали на сотни кораблей за последнее время, а на выкупах заработали от $100 млн до $200 млн.

Суда работают в пиратоопасной зоне уже много лет и знают немало способов борьбы с захватчиками. Так, например, на подходящие моторки сбрасывают сверху бревна, бутылки с зажигательной смесью, борта судов защищают колючей проволокой (огнестрельного оружия на бортах, как правило, нет - только ракетницы для подачи сигналов бедствия). Существуют даже такие нетрадиционные способы, как записанный на магнитофонную ленту собачий лай - африканские пираты почему-то панически боятся собак. Однако самым простым и надежным методом защиты от захватчиков моряки считают включение судовых двигателей на режим максимальной мощности в сочетании с энергичным маневрированием - высокие волны, поднятые при этом судном, просто перевернут катера преследователей, пишет "Коммерсант" со ссылкой на моряков "Новошипа".

Знал об этом способе и капитан "Московского университета" Игорь Тульчинский, однако не решился применить его - наполненный нефтью танкер не может выполнять таких маневров. При этом та же нефть, по мнению моряков, спасает сейчас жизнь экипажу - опасаясь нефтяного пожара, захватчики не решаются выбить дверь машинного отделения при помощи гранатомета.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter