Руководить по-взрослому

Расскажите друзьям

"Родители" и "дети" - классическая модель отношений начальства и подчиненных

Как-то на международной конференции консультантов по управлению участники сравнивали стили руководства, принятые в разных странах. Дошла очередь до меня. Вместо оценок я предложил проанализировать следующий эпизод. Гендиректор завода проводит планерку. Человек 30 в зале заседаний, остальные на селекторной связи. Каждый из присутствующих отчитывается о сделанном, о происшествиях и обращается с просьбой. Что удивляло: большинство просьб были обращены как бы друг к другу, но через руководителя. Смотрю приказы по заводу. Примерно половина вполне могли бы появиться в виде распоряжений руководителей подразделений. Но те несут проекты приказов на подпись, а гендиректор их охотно подписывает.

Коллеги по конференции не замедлили с диагнозом: «родительско-детская» модель управления! В самом деле, на эту описанную Эриком Бёрном модель отношений довольно часто наталкиваешься и в бизнес-организациях, и в муниципальном и государственном управлении. «Родитель» на работе - это сотрудник, который стремится доминировать, контролировать все вокруг (контролирующий «родитель») или же он склонен подменять других, брать на себя их дела, покровительствовать (опекающий «родитель»). «Дитя» же, по Бёрну, - это тип личности, избегающий ответственности. Он может быть творческим человеком, но надежности, деловитости ему не хватает. Это органичное «дитя». А еще в организациях встречается «дитя» заданное, т.е. искусственно задвинутое в «детскую» позицию контролирующим «родителем». Печальный, но весьма распространенный у нас продукт агрессивного стиля руководства (инициатива наказуема; не высовывайся и т. п.).

«Родительско-детская» модель деловых отношений лишает организацию тонуса, энергетики. Последняя концентрируется лишь на вершине пирамиды, но никак не подпитывается от ее середины или основания. Бёрн выделяет еще третий тип личностной позиции - это «взрослый», человек, который склонен брать на себя ответственность и инициативу, обязателен и точен в отношениях с другими, компетентен и целеустремлен.

Это самая продуктивная позиция работника. Но ей нет места в коллективе, где доминирует «родительско-детская» модель. В ней «взрослый» чувствует себя дискомфортно, ведь «родитель» любого стремится поставить в позицию «дитя». А «взрослый» этого не терпит. Как же быть?

Предлагаю сложную и долгую операцию по «взрослизации» отношений в организации. Во-первых, некоторые из тех, кто находится в позиции «родитель» или «дитя», относятся к невыраженным или переходным типам, т. е. эти качества в людях проявляются в зависимости от ситуации, в силу инерции или воспитания. Им можно помочь перейти в позицию «взрослый». Далее, так называемое заданное «дитя» постепенно раскрывается как «взрослый», если получает самостоятельность и критерии ответственности за порученное дело. Введите в кодекс вашей фирмы или управленческой команды специальную организационную ценность - строить отношения по модели «взрослый - взрослый». Скажем, обращается к вам подчиненный: "Вот пришло такое-то письмо. Что делать? Замечаете, он навязывает вам «родительское» поведение? Не принимайте такой манипуляции и ответьте вопросом: «А каково ваше решение?»

Самое главное - поймите, кто, когда и почему ставит другого в положение «дитя»? Много ли таких людей среди вашего персонала? Задумайтесь, кто из сотрудников потенциально «взрослые», принудительно задвинутые в «детскую» позицию? Это станет первым шагом к взрослению.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase