Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Русские СМИ: "Мы не свободны, но мы не Зимбабве"

Архив rb.ru
Мария Грибцова

Автор издания RB (Архив)

Мария Грибцова

Инопресса сочувствует своим российским коллегам

Русские СМИ: "Мы не свободны, но мы не Зимбабве"
Эксперты по российским СМИ и журналисты упрекают нью-йоркскую правозащитную организацию Freedom House в том, что она поставила Россию на 172-е место среди 197 стран в международном рейтинге свободы прессы. По мнению экспертов, несмотря на ряд верных оценок организации, ее суждения достаточно одноцветны и не отражают масштабных перемен, на которые Запад зачастую не обращает внимания.

Напомним, что недавно Freedom House опубликовала свой ежегодный доклад о свободе прессы, в котором исследуется почти 200 стран. "На первый взгляд, нет ничего удивительного в том, что Россия, где 7 мая пройдет инаугурация Владимира Путина на третий президентский срок, твердо закрепилась в категории "несвободных" стран, занимая мрачное 172-е место и находясь рядом с Зимбабве и Азербайджаном. По сравнению с  прошлогодним рейтингом, она поднялась всего на одно место", - пишет американское издание Christian Science Monitor.

Если в прошлом году нарекания на Freedom House были только у правительства, то в этом российские медиа-эксперты и журналисты отмечают, что организация упускает из поля зрения ряд масштабных изменений и дает не всегда верные оценки. В целом, они признают, что пресса в России действительно не свободна, но это точно не уровень Зимбабве. В качестве перемен, не сразу замеченных Западом, издание отмечает расширение российского медийного спектра, создание новых и независимых источников информации, доступных для общества.

Это не Зимбабве, это двойные стандарты Запада

Российское правительство традиционно резко воспринимает аналитические доклады Freedom House, которая на 80% финансируется правительством США. Каждый раз после публикации рейтинга чиновники с раздражением и сарказмом выступают с обличительными речами по поводу двойных стандартов Запада. Дмитрий Медведев в своем последнем интервью в качестве президента России категорически опроверг наличие в стране государственной цензуры в СМИ.

"Сегодня журналисты пребывают в хорошем настроении и в боевом духе, - говорит Ясен Засурский, который был деканом факультета журналистики Московского государственного университета с 1965 по 2007 год. - Я часто разговариваю со многими моими бывшими студентами и внимательно слежу за происходящим. Все меняется в нашем обществе, и сегодня журналисты вынуждены действовать более напористо, делая свою работу. Да, пока еще есть самоцензура, есть осторожное отношение, но я смотрю с оптимизмом на то, как идут у них дела".

В то время как основные телеканалы, которые смотрит основная масса населения, держат своих зрителей в неведении, есть широкое разнообразие газет и независимых радиостанций, которые постоянно расширяют границы медиапространства.

Ничем не ограниченный российский интернет вмещает в себя тысячи критических блогов и нецензурируемых онлайн-газет. Постоянно расширяются социальные медиа, которые в последние месяцы стали главной организационной силой оппозиции. Рынок интернета в России - один из самых бурно развивающихся. Сегодня он охватывает 44% населения и является самым большим в Европе.

 

Freedom House настаивает…

Freedom House продолжает отстаивать свою точку зрения по поводу несвободы российских СМИ. В качестве основных аргументов организация использует следующие факты: "… послушную судебную власть применяют для предъявления обвинений независимым журналистам; безнаказанно существуют те, кто подвергает журналистов физическим расправам и убивает их; сохраняется контроль государства и его влияние почти на все традиционные СМИ".

Но, несмотря на все это, за последний год не было закрыто или захвачено ни одно независимое российское СМИ. Хотя с тех пор как к власти пришел Путин, нераскрытыми остаются почти 20 убийств журналистов, также было отмечено гораздо меньше инцидентов с насилием.

Издание цитирует вице-президента "МедиаСоюза" Елену Зеленскую, которая утверждает, что некоторые аргументы Freedom House вполне обоснованы и справедливы, однако ситуацию в отечественных СМИ она считает более сложной и проблематичной, чем ее рисует эта организация. "То, что описывает Freedom House, - картина из совершенно иной жизни, - заявляет она. – Да, власти действительно давят на средства массовой информации, но это давление имеет разные формы и не является прямым. Власти, в свою очередь, тоже испытывают на себе давление СМИ. Даже внутри самих изданий существует множество давлений и проблем. Все гораздо сложнее, но совсем не так".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter