Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

"Русский cтандарт": $20 млн за репутацию

Архив rb.ru
Мария — автор медиа

Автор интернет-издания: RB

Мария — автор медиа

Розничный банк судится с рейтинговым агентством

"Русский cтандарт": $20 млн за репутацию

Банк «Русский стандарт», первопроходец на рынке экспресс-кредитов, подал в суд на рейтинговое агентство «Рус-Рейтинг» и его аналитика Юлию Архипову. Банк требует взыскать с ответчиков $20 млн. долларов за ущерб его деловой репутации. «Русский стандарт» оскорблен прошлогодними комментариями Архиповой по факту понижения его рейтинга. Иск будет рассмотрен Московским арбитражным судом 17 июля.

В отчете «Рус-Рейтинга», ставшего причиной конфликта, говорилось о сомнительной репутации банка в глазах населения. Аналитик Юлия Архипова предположила, что такая репутация влечет дополнительные риски, в частности, риск судебных издержек и возможного негатива со стороны иностранных инвесторов. «Русский стандарт» счел это предположение порочащим честь и достоинство, и в феврале этого года подал в суд на агентство.

На конец 2006 года 103 российских банка имели кредитный рейтинг. Наибольшей популярностью среди них пользуется Moody´s - это агентство обслуживает 66 банков. На втором месте "Русрейтинг" - к его услугам прибегли 45 кредитных организаций. Рейтинги Fitch Ratings получили 37 банков, S&P; - 26, а "Эксперт-РА" - семь.

Судебный прецедент по личным причинам

Адвокаты «Рус-Рейтинга» полагают, что банк пытается создать прецедент в мировой судебной практике. До него никто еще не пытался судиться с рейтинговым агентством. Агентства дают свои экспертные оценки, основанные на реальных данных. Комментарий Юлии Архиповой, что «одним из негативных факторов является плохая репутация банка у клиентов» был подкреплен фактическими цифрами о росте числа претензий заемщиков к банку, говорят адвокаты.

Банк Рустама Тарико - один из лидеров по объему кредитов населению. В 2006 г. он ссудил физлицам 160,6 млрд руб., уступив лишь Сбербанку (694,7 млрд руб.). А по количеству обращений недовольных заемщиков банк и вовсе занимает первое место. С начала этого года в Роспотребнадзор поступило 82 жалобы граждан на действия банков, 52 из них - в адрес «Русского стандарта».

Впрочем, небезызвестные международные рейтинговые агентства Standard & Poor´s и Moody´s пересматривали рейтинги банка исключительно в сторону повышения. И только «Рус-Рейтинг» продолжал упорно «принижать» банк. В «Русском стандарте» были недовольны ситуацией. Отдельные лица связывали происходящее с тем, что банк неоднократно отказывался от услуг агентства - чем и навлек на себя отрицательные рейтинговые оценки. Генеральный директор «Рус-Рейтинга» Ричард Хейнсворт заявил газете «Время новостей», что банк входит в рейтинг еще с 2003 года, и никаких претензий с его стороны не было. «Но как только рейтинг был понижен, претензии появились», - удивляется Ричард.

У «Русского стандарта» - богатая судебная практика. Банк с переменным успехом судился то с Роспотребнадзором, то с частными лицами. Недовольными клиентами «Русского стандарта» даже создан отдельный ресурс, где они обмениваются опытом своего негативного общения с банком. Впрочем, текущий рейтинг и оценка «Русского стандарта» наводят на размышления. То ли ситуация кардинально поменялась за год, то ли в «Рус-Рейтинге» решили не обострять конфликт.

Банк "Русский стандарт" был основан в 1999 г., когда структуры Рустама Тарико выкупили за $100 000 лицензию банка "Агрооптторг". В 2002 г. ЕБРР выделил "Русскому стандарту" кредит на $10 млн с опционом на конвертацию долга в акции банка. В 2005 г. Тарико заплатил ЕБРР неустойку, чтобы тот не смог воспользоваться этим правом. В 2003 г. подписано соглашение с IFC о вхождении в капитал банка в размере $10 млн (летом 2006 г. доля IFC также была выкуплена). В 2005 г. банк включен в рэнкинг 1000 крупнейших банков мира, составляемый журналом The Banker. По данным "Интерфакс-ЦЭА" на 1 апреля 2007 г., активы банка составили 182,9 млрд руб. (13-е место), кредиты населению - 165,4 млрд руб. (2-е).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Конфликты на работе: зачем решать, если они всё равно неизбежны