Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Рынок автокредитования рухнул в пять раз

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Если до кризиса машину в кредит покупал каждый второй россиянин, то сегодня - каждый пятый

Рынок автокредитования рухнул в пять раз
За полгода число покупателей автомобилей в кредит сократилось в пять раз. В то же время россиян, готовых отдать за автомобиль всю сумму наличными сразу, стало меньше только на 18-20%. Впрочем, если бы весной не появились льготные кредитные программы от государства и автопроизводителей, то рынок автокредитования, а с ним и продажи машин, упали бы еще сильнее.  

За первые шесть месяцев этого года россияне купили 130-150 тыс. автомобилей в кредит, посчитали в "Автостате". Это в пять раз меньше, чем за первые шесть месяцев 2008 года, когда в кредит было продано около 700 тыс. автомобилей. При этом продажи автомобилей за наличные средства сократились не так существенно - всего на 18-20%.

Несколько лет назад именно бурное развитие автокредитования стало локомотивом взрывного роста продаж авто в России. В 2007 году в кредит покупалась почти каждая вторая машина (из 2,42 млн новых авто в кредит тогда было продано 1,15 млн), теперь - только каждая пятая (из 765 тыс. в кредит взято 150 тыс.).

Таким образом, сокращение объемов выдачи автокредитов является главной причиной резкого падения спроса на новые машины в России в первой половине года, делают вывод в "Автостате". Рынок новых автомобилей сократился вдвое, до 765 тыс. машин.

Рухнул в одночасье

Кардинальные изменения на рынке автокредитования начались прошлой осенью. Банки стали повышать ставки и ужесточать условия получения кредитов. В среднем ставки по автокредитам выросли в более чем два раза: с 12-14% до 25-30%. Кроме того, многие банки сократили в пять-десять раз лимиты на автокредитование. Наиболее сложная ситуация сложилась зимой 2009 года, когда из-за девальвации рубля и роста процентных ставок банки фактически заморозили выдачу автокредитов. Ежемесячный объем рынка автокредитования в одночасье рухнул в десять раз.

Однако весной, когда началась временная стабилизация курса национальных валют, рынок постепенно начал возрождаться. Автоконцерны вместе с банками начали создавать новые кредитные продукты с более привлекательными условиями и ставками по примеру правительственной программы льготного кредитования. Однако государственная программа по субсидированию процентных ставок при покупке автомобилей, собираемых в России, ожидаемого эффекта не принесла. За три месяца с начала ее реализации (в апреле) было подано всего около 17 тыс. заявок, тогда как инициатор Минпромторг рассчитывал, что до конца года будет реализовано порядка 120 тыс. новых авто по льготному кредиту.

Чтобы проект, на который выделяется по 2 млн рублей в год в течение 3-х лет, не провалился совсем, правительство решило сделать его более привлекательным. Максимальная стоимость автомобилей, участвующих в программе, будет увеличена с 350 тыс. до 600 тыс. рублей. В льготном списке появятся новые автомобили, собираемые в России. Первоначальный взнос будет снижен с 30% до 15%. Повышение ценовой планки по льготному автокредитованию на 250 тысяч рублей поможет оживить рынок, считают эксперты. По мнению директора "Автостат" Сергея Целикова, можно рассчитывать на увеличение объемов продаж на 10%. Начальник кредитного отдела "Автомир" Иван Романов уверен, что "ремикс" госпрограммы увеличит продажи в два-три раза. Если сейчас по ней продается в месяц по 6-7 тыс. автомобилей, то при новых условиях ежемесячные продажи вырастут до 12-18 тыс. штук.

Недоступность автокредитования заставила автопроизводителей самостоятельно заняться его восстановлением. Некоторые открыли собственные банки в России, например, Toyota, BMW и Mercedes-Benz, а большинство крупных автоконцернов разработали совместные с банками кредитные программы. Эти продукты предлагают покупку автомобиля по льготной процентной ставке, поскольку производитель возмещает часть затрат банку. Так, собственную кредитную программу  с мая запустил "АвтоВАЗ", группа "ГАЗ", "УАЗ", а также Ford, Volkswagen, Renault, Kia Motors и другие.

Спасительные кредиты

"Наиболее популярными у клиентов является именно льготные кредиты, как от государства, так и от производителя, по некоторым из них условия и ставки даже привлекательнее, чем были до кризиса", - говорит RB.ru начальник кредитного отдела компании "Автомир" Иван Романов. Только когда потребитель хочет приобрести определенную модель, на которую не распространяются льготные продукты, тогда он выбирает традиционные кредиты.

"Если бы этих льготных программ автокредитования не было, то авторынок провалился бы еще ниже - на 10-15%", - считает Романов. Напомним, что по итогам первого полугодия рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей упал на 49% до 764 тыс. штук.

Эксперт уверен, что льготные кредиты продолжат свое существование, так как являются необходимым поддерживающим фактором авторынка в целом. Впрочем, дальнейшее развитие рынка автокредитования будут во многом зависеть от стабильности на валютных рынках и доступности долгосрочных денежных ресурсов для банковского сектора, резюмирует Сергей Целиков.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter