С российским бездорожьем поборется госкомпания

Расскажите друзьям
Владимир
Владимир

Правительство создает компанию по управлению дорогами и придорожной сетью

Правительство России приняло принципиальное решение о создании госкомпании по управлению автодорогами, сообщил сегодня вице-премьер РФ Сергей Иванов. Форма собственности не называется, но это точно будет не госкорпорация, на чем первоначально настаивал Минтранс. Новая структура получит большие полномочия: к 2020 г. инвестиции в транспортный комплекс планируется увеличить вдвое - до 4-4,5% ВВП. 

Идея объединить строительство и управление всеми федеральными дорогами страны под началом государства обсуждается уже несколько лет. Чиновники были едины в том, что необходимость такая есть, поскольку в нынешнем виде Росавтодор, в ведении которого они находятся, отстроить тысячи километров трассы не в состоянии. Разногласия возникли лишь по поводу организационно-правовой формы.  

Минтранс во главе с Игорем Левитиным с самого начала лоббировал строительство платных дорог и создание госкорпорации,  имеющей статус некоммерческой организации. За основу концепции был взят пример "Олимпстроя", занимающегося возведением олимпийских объектов в Сочи. Минтранс поддержал в бытность президент Владимир Путин. Казалось бы, вопрос решен. 

Однако против создания седьмой по счету госкорпорации неожиданно выступили тогдашний первый вице-премьер Сергей Иванов  и Федеральная антимонопольная служба. А Дмитрий Медведев уже в статусе преемника президента предложил в феврале создать акционерное общество, принадлежащее государству, по аналогии с ОАО "РЖД", деятельность которого регулируется уже обкатанным специальным законом.  

Суть разногласий "корпаративщиков" и "акционеров" сводилась к тому, кто будет "смотрящим" за госденьгами. Госкорпорацию как некоммерческую организацию не интересуют вопросы рентабельности и окупаемости, а внешний госаудит практически невозможен. Счетная палата, например, может сейчас контролировать только одну госкорпорацию - "Росатом", с другими, признал летом Минфин, "это почему-то не пошло". Как выяснилось, создав шесть госкорпораций, чиновники забыли определить общие принципы их работы, а также госконтроля за выделенными деньгами.


Владимир Змеющенко, главный редактор и генеральный директор газеты "Гудок": "В России плохие дороги. Исторически дорожная сеть развивалась менее интенсивно, чем в Европе, потому что была разветвленная речная сеть".

Победили "акционеры" 

Правительство решило создавать управляющего федеральными автодорогами в виде госкомпании, но не госкорпорации, сообщил в пятницу в Москве вице-премьер Сергей Иванов на форуме крупного бизнеса России "Эксперт-400". По его словам, эта же компания должна будет управлять и придорожной сетью. 

В начале августа Минтранс передал в правительство новый проект по созданию госкомпании. В ее основу легла концепция, озвученная в феврале Дмитрием Медведевым. Дорожная госкомпания должна выполнять функции госзаказчика и координатора строительства и эксплуатации дорог, ежегодно получая бюджетные средства. То есть сама госкомпания не будет заниматься хозяйственной деятельностью, однако, сможет брать на рынке долгосрочные займы, а регулировать ее деятельность будет специальный закон - как в случае с РЖД.

Новая компания получит большие полномочия: общий объем инвестиций в транспортный комплекс к 2020 г. планируется увеличить с нынешних 2% до 4-4,5% ВВП. Ввод автомобильных дорог к 2020 г. по сравнению с 2007 г. должен вырасти в 3,2 раза до 8000 км в год, рассказал Иванов. Кроме того, глава Минтранса Левитин просит передать новой компании федеральные дороги в собственность.

В задачи создаваемой госкомпании входит создание опорной сети скоростного пассажирского движения со скоростью 160-200 км/ч, рассказал Иванов. Будут построены высокоскоростные железнодорожные магистрали, обеспечивающие движение со скоростью до 350 км/ч. В авиационных и морских портах будут созданы особые экономические зоны с привлекательными таможенными условиями, расписывал будущее вице-премьер.

Пока все это звучит фантастически: дорожная сеть РФ составляет лишь 12% от показателя ЕС, а ее плотность на 1 кв. км не достигает и 4% европейской. При этом, по официальным данным Росстата, протяженность российских дорог в 1995-2005 гг. сократилась на 9%, а ее прирост в 2006-2007 гг. обеспечен лишь включением в общую базу дорог местного значения. И если в Европе на автомобилях перевозится 76,4% грузов, то в России - не более 9%.

О кризисе ни слова

Вопрос о том, скажется ли финансовый кризис на дорожных планах правительства, вице-премьер  обошел стороной. Между тем эксперты считают, что кризис наверняка ударит по инфраструктурным проектам. Госрезервы не бесконечны, а при тех темпах вливания сотен миллиардов рублей в финансовую систему и реальный сектор экономики денег на дороги может и не хватить. 

Кроме того, вызывают вопросы и эффективность расходования госсредств. До сих пор в этой области Россия только ставила рекорды: средняя стоимость строительства 1 км четырехрядного немецкого автобана составляет 3,8 млн евро; цена 1 км только планируемой трассы Москва - Санкт-Петербург зашкаливает за 9 млн евро, отметил ранее на страницах "Ведомостей" Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества. 

По его словам, в ЕС нормативный срок службы национальных автотрасс колеблется от 40 лет в схожей с Россией по климатическим условиям Швеции до 80 лет в Италии. Их текущий ремонт обходится европейцам в 2300 евро в год на 1 км. В России дороги служат, как правило, не более 10-12 лет, а их поддержание обходится в 410 тыс. руб. за 1 км (11 тыс. евро) в год.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Петербургский международный экономический форум
24 мая 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase