Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

С высокими ценами на керосин поборются привычными методами

Архив rb.ru
Владимир Моторин

Автор издания RB — Архив.

Владимир Моторин

Российское антимонопольное ведомство возбудило дела против нефтяных компаний

С высокими ценами на керосин поборются привычными методами

  С высокими ценами на авиакеросин, из-за которых дорожают авиабилеты, и дизельное топливо будут бороться уже проверенным способом. Во вторник российское антимонопольное ведомство сообщило о возбуждении дел против крупнейших российских нефтяных компаний. В прошлом году ФАС пыталась вмешаться в ситуацию на продовольственном рынке. Тогда серьезных успехов добиться не удалось. Таким же результат, скорей всего, будет и в этот раз.

Цены на керосин растут не только в России: виной тому дорогая нефть. Однако на разные страны этот фактор влияет по-разному. Несмотря на то, что с середины мая мировые цены на авиационное топливо во всем мире начали снижаться, на российском рынке они продолжили расти. В итоге, в конце июня в российских аэропортах цены на керосин были даже выше, чем в лондонском Хитроу.

Топливо дорожает

Столь высокие цены на топливо не остались без внимания. В конце июня Международная ассоциация руководителей авиапредприятий пожаловалась на ситуацию в отрасли премьер-министру Владимиру Путину. Тогда же ситуация с топливом в российских аэропортах оказалась в центре внимания нескольких профильных ведомств. Цены на топливо остановились, однако добиться их снижения не удалось. По данным ИЦ "Кортес", в начале этой недели в РФ керосин стоит в среднем 35 100 руб. за тонну (с налогами).

Ситуация с дизельным топливом также оказалась непростой. Во второй половине июня оно догнало по стоимости автомобильный бензин, а в десяти городах даже оказалось дороже бензина Аи-95. Всплеск цен на дизтопливо участники рынка связывали в том числе и с началом уборочной кампании.

Путин просит вмешаться

В прошлую пятницу на ситуацию на рынке обратил внимание премьер. Владимир Путин предложил разрушить монополию топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах, призвав к практике долгосрочных прямых договоров авиакомпаний с производителями топлива. А если рост цен продолжится - строить альтернативные ТЗК.

Особое внимание Путин уделил работе некоторых чиновников. Премьер прямо заявил: либо ФАС примет меры по авиатопливу, либо меры примут уже по отношению к службе.

Путин пригрозил ФАС


Антимонопольное ведомство выбрало первый путь. 14 июля служба проинформировала общественность о том, что с начала 2008 года возбудила более 150 дел, по нарушениям в топливно-энергетической сфере, как в отношении топливных компаний, так и в отношении аэропортов и топливно-заправочных комплексов. В заявлении службы в частности говорилось о ЗАО "Топливно-обеспечивающая компания" (Южно-Сахалинск), ЗАО "Сибирь Авиа Сервис" (Красноярск), аэропорт "Толмачево", ОАО "Камчатканефтепродукт".

А во вторник на сайте антимонопольного ведомства появился пресс-релиз, из которого следует, что дела возбуждены и против крупнейших нефтяных компаний: "Лукойла", "Газпром нефти", "ТНК-ВР", "Роснефти", "Сургутнефтегаза". Они подозреваются в злоупотреблении доминирующим положением на рынке (пункт 1, статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции"). Все эти компании, по данным ФАС, устанавливали монопольно высокие оптовые цены на авиакеросин и дизельное топливо.

Дополнительные претензии у чиновников оказались к "Газпром нефти" и "ТНК-ВР". В ФАС не исключают, что компании необоснованно устанавливали различные тарифы на свою продукцию и создавали дискриминационные условия для покупателей авиакеросина (пункты 6 и 8 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции").

Повторение прошлого

В прошлом году похожим образом ФАС пыталась бороться с быстро растущими ценами на продукты. Чиновники ведомства заподозрили компании пищевой отрасли в организации сразу нескольких картелей. Поиски ценовых сговоров начались с хлебобулочного рынка, а затем продолжились на рынке растительного масла. Подозрения пали на довольно крупные компании, но в итоге улов вышел небогатый. Вкупе с другими мерами, вроде заморозки цен, темпы инфляции удалось снизить, но и полностью решить проблему не удалось: в этом году она наверстала упущенное.

Не ждут прорывов от ФАС и в этот раз. Наблюдатели отмечают, что российский рынок авиатоплива до сих пор живет по бизнес-модели начала 1990-х. И чтобы ее изменить, нужно перетряхнуть всю систему отношений, на что у ФАС едва ли достаточно ресурсов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Красная икра дешевеет, а яйца дорожают: во сколько обойдется новогодний стол в 2023 году
  2. 2 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании
  3. 3 ФАС возбудила дело в отношении «Сбера» за нечитаемые сноски в рекламе банковского вклада
  4. 4 Главное, что нужно знать о маркировке рекламы