Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

SABMiller впервые за десять лет покупает пивной завод в России

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

SABMiller везет премиальное пиво на Дальний Восток, где разворачивается основная битва пивоваров

SABMiller впервые за десять лет покупает пивной завод в России
Скромно представленная на российском рынке пивная компания SABMiller решила вступить в борьбу за самый интересный сегодня регион для пивного бизнеса - Дальний Восток. Компания договорилась о покупке крупнейшего в приморском крае производителя пива - "Владпиво". Последний раз SABMiller решилась на сделку слияния и поглощения в России целых десять лет назад, когда в 1998 году купила свой первый и пока единственный завод в России - под Калугой. 

SABMiller объявил о своем решении приобрести крупнейшего регионального производителя пива в Приморском крае - "Владпиво" (бывшая "Пивоиндустрия Приморья"). Фактически сделка завершена, остались одни формальности, говорится в сообщении компании. Стоимость сделки не раскрывается. В сообщении приводится только стоимость активов "Владпиво"  - $69 млн.

По мнению аналитика БК "ЦентрИнвест Секьюритис" Андрея Рожкова, SABMiller приобрела завод с премией до 30%, так как, скорее всего, на него претендовали и другие монстры пивного рынка. А местных игроков интересных для поглощения на консолидированном пивном рынке уже практически не осталось. По оценке Рожкова, исходя из аналогичных сделок в 2005-2007 году,  "Владпиво" стоит $60 млн, а с премией цена возрастает до $80 млн. Впрочем, по мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, новый завод обойдется SABMiller более чем в два раза дороже его рыночной цены. "Учитывая то, что "Владпиво" является одним из крупнейших предприятий в регионе, сумма сделки могла составить около $150 млн", - говорит RB.ru Клягин.

Покупка завода позволит SABMiller увеличить производственные мощности на 1 миллион гектолитров в год (мощность "Владпива"), а также расширить географию присутствия премиальных марок.

SABMiller перешла в наступление

SABMiller появилась на свет в 2002 году в результате слияния британской Miller Brewing и South African Breweries, став третьим в мире пивоваренным холдингом после InBev и Anheuser-Busch. В 2007 финансовом году (до марта) выручка компании до налогообложения составила $18,6 млрд.

В Россию компания пришла в 1998 года, купив завод в Калуге, который до сих пор был первым и единственным приобретением SABMiller в России. В течение 10 лет, когда на пивном российском рынке происходила основная консолидация отрасли, компания оставалась в стороне. В итоге в России SABMiller со своим единственным заводом - только четвертая. Основную часть рынка поделили между собой BBH и SUN InBev, у которых в России по 10 заводов, и Efes - принадлежит 12 заводов.

Впервые за десять лет своего присутствия в России SABMiller переходит в наступление - покупает местного игрока - "Владпиво", которое занимает 20%дальневосточного рынка пива.  До сих пор компания только расширяла мощности существующего предприятия под Калугой и недавно начала строительство второго завода в Ульяновской области. Эксперты считают приобретение пивного завода на Дальнем Востоке экономически оправданным шагом. "Новый актив заметно упростит логистику SABMiller и поможет повысить эффективность бизнеса в перспективных Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где темпы роста превышают общероссийские 2%", - говорит RB.ru Максим Клягин.

Российские пивовары долгое время активно осваивали европейскую часть Россию. Однако сейчас здесь уже практически нечего делить, рынок консолидирован, а темпы роста замедлились. Если потребление пива на душу населения в европейской части составляет 76 л в год, а в некоторых регионах доходит до европейского уровня 100-120 л в год, то на Дальнем Востоке - всего 60 л в год, приводит данные Андрей Рожков. Теперь у крупнейших пивоваров есть все резоны развернуть борьбу за дальневосточный регион, где до недавнего времени правили балом лишь местные игроки. "Основной вектор развития в пивной индустрии - развитие на Дальнем Востоке, где темпы роста и потребления пива ожидаются более высокие, чем отраслевые" -  говорит RB.ru Рожков. Одни - строят на Дальнем Востоке собственные пивные заводы, как например "Балтика", другие, как SABMiller, раскупают местных игроков.

Премиальные риски

"Владпиво" станет третьей производственной площадкой SABMiller. Кроме завода в Калуге, компания обещает запустить весной 2009 года строящийся сейчас завод под Ульяновском.  Впрочем, быстро запустить производство собственных брендов на "Владпиво" не получится. Заводу потребуются существенные инвестиции в модернизацию производства в соответствии с мировыми стандартами  SABMiller, говорится в сообщении.

Компания намерена наладить на "Владпиво" производство премиальных марок, которые более рентабельные и приносят производителю большую долю чистой прибыли.  Купив завод в России, SABMiller впервые перешла к активным действиям, однако при этом компания осталась верна стратегии концентрации на премиальном сегменте рынка.  SABMiller лидирует в России в этом сегменте с долей 30,7%, тогда как у ближайшего конкурента "Балтики" доля - 24,9% (данные "Бизнес Аналитики"). Компания выпускает премиальное лицензионное пиво под брендами Miller, Holsten, Pilsner Urquell, Velkopopovicky Kozel, Redd´s. SABMiller принадлежат марки и сегменте "местное премиум" - "Золотая бочка" и "Три богатыря". Но здесь у компании доля всего 11,4%, тогда как у той же "Балтики" 41,3%.

По мнению Андрея Рожкова, на дальневосточном рынке уровень доходов населения не настолько высок, как в центральной России, поэтому здесь более перспективным является производство пива в среднем ценовом сегменте. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter