Самые важные тенденции в области менеджмента начала ХХI века

Расскажите друзьям
Ирина
Ирина

Точка зрения Harvard Business School

Глобализация, новые технологии, инновации, вопросы этики и социальной ответственности - все это оказало влияние на бизнес начала ХХI века. Об этих и других важных тенденциях в области управления бизнесом, а также о наиболее перспективных направлениях исследований в этой сфере рассказали на страницах HBS Working Knowledge декан и преподаватели Harvard Business School. 

Глобализация, технологии и психология

Нитин Нория, декан HBS, отмечает огромное влияние глобализации, вызванной и ускоренной развитием технологий, на бизнес и общество: «Век доминирования западной экономики и общественных устоев сменился новым веком глобализации, в котором ни одна страна или регион не могут похвастаться неоспоримым преимуществом». Что же касается собственно бизнеса, то, по его мнению, мы вступаем во времена безграничных возможностей. Но в то же время сталкиваемся с серьезными социальными проблемами - оставленные без внимания, они могут ограничить реализацию этих возможностей.

Исследования, проводимые в бизнес-школах в грядущем десятилетии, по мнению декана HBS, будут направлены на применение принципов управления к решению сложных социальных проблем (например, создание баланса между энергетической безопасностью и охраной окружающей среды). Основой исследований останутся знания в определенных областях, но границы между конкретными школами и факультетами исчезнут. Эту тенденцию уже можно наблюдать в Гарварде, где факультеты университета создают формальные и неформальные объединения, работая над проблемами в области здравоохранения и охраны окружающей среды.

Профессор Harvard Business School Тереза Эмабайл полагает, что самое большое влияние на управление бизнесом оказали информационные технологии. В самых разных формах они сегодня затрагивают каждый аспект управления бизнесом: товары разрабатываются теперь распределенными коллективами, которые связаны друг с другом и с компанией только общим заданием и связью через интернет; практически у каждой компании в мире есть свой сайт; такие компании, как Google, фиксируют каждый клик и каждого пользователя, анализируя данные, чтобы постоянно улучшать качество товаров, услуг и маркетинга. Обслуживание клиентов и управление поставками осуществляется через веб-сайты, социальные сети и электронную почту. Маркетингом, производством и дистрибуцией управляют с помощью современных информационных систем, работающих в режиме реального времени. Коллеги, работающие в 12 временных поясах, могут видеть и слышать друг друга, как если бы они сидели за соседними столами.

Эти и другие последствия бурного развития информационных технологий изменили природу бизнеса, радикально повлияв на рынки, породив глобальную конкуренцию и сотрудничество и изменив отношение, ценности, мотивацию, стремления и страхи потребителей и наемных работников. Возможно, важнее всего то, как эти изменения повлияли на наше общество, обещая и в будущем непредсказуемые и беспрецедентные перемены.

Самой же перспективной сферой исследований в области бизнеса, по мнению профессора Эмабайл, является психология. «Лучшее понимание человеческих эмоций, мотивации и поведения позволит менеджерам создавать товары и услуги, точно удовлетворяющие ранее не известные потребности, - говорит она. - Со все более глубоким проникновением психологических теорий и методов в экономические исследования ученые и менеджеры получают возможность значительно улучшать и практику бизнеса, и благосостояние общества».

Инновации

Кларисс Болдуин, профессор Harvard Business School, среди самых влиятельных тенденций в области управления предприятием называет развитие «бизнес-экосистем» (это группы компаний, совместно производящих товары и оказывающих связанные с ними услуги потребителям. Например, компьютерная и телекоммуникационная экосистема, система здравоохранения и глобальная финансовая экосистема). Их развитие было вызвано сокращением операционных издержек и усилением влияния потребителей, благодаря повсеместному распространению информационных технологий.

В бизнес-экосистемах инновации возникают иначе, чем в доиндустриальные времена или в изолированных корпорациях, рассказывает профессор Болдуин. Для них нужно коллективное взаимодействие - и для изобретения, и для оценки; нужен эффективный и свободный обмен знаниями, модульная структура и участие в разработке законодательной базы. Инновации требуют соблюдения прав интеллектуальной собственности, но не слишком строгого. И, наконец, им нужны участники - пользователи и производители, способные представить себе систему в целом. Однако, если участники не чувствуют своей ответственности, экосистема может легко перейти в стадию опасной нестабильности, как было во время кризиса 2008-2009 годов, или даже в стадию коллапса, как во время кризиса 1999-2000. Таким образом, изучение структуры и путей развития инновационных экосистем станет важным направлением исследований в следующем десятилетии.

Вопросы этики

Франческа Жино, профессор HBS по технике переговоров, организации и рыночным структурам, напоминает, что за последнее десятилетие были отмечены крайне вредные случаи неэтичного поведения как отдельных людей вроде Берни Мэдоффа, так и корпораций, например, Enron или Worldcom. По последним оценкам Association of Certified Fraud Examiners, из-за неэтичного поведения американские компании теряют около 7% годового дохода, что для всей экономики выливается в триллион долларов.

В последние десять лет ученые занялись исследованием вопроса: «Почему же, казалось бы, приличные люди постоянно совершают неэтичные поступки?» Все больше работ посвящается определению важности психологических факторов, сознательно или бессознательно влияющих на решения людей нарушить этические нормы. Одно из предположений заключается в том, что каждый, вне зависимости от своих этических принципов, способен вести себя непорядочно. На самом деле, большинство людей изначально полны хороших намерений, но в конечном счете совершают неэтичные поступки под влиянием среды, включая поведение коллег, целей, стоящих перед сотрудниками компании, или даже степени освещенности помещения.

Исследования уже повлияли на управление бизнесом, отмечает Франческа Жино. Многие ведущие исследователи оперативно включили свои результаты в свои учебные курсы, чтобы как можно скорее воплотить их в жизнь. Однако факторы, влияющие на этичность поведения людей, требуют дополнительного изучения. Какие способы компании и их руководители могут использовать, чтобы напомнить сотрудникам о моральных ценностях? Как можно исправить моральные «ошибки системы»?

Лидерство и привлечение талантов

Профессор HBS Линда Хилл считает самой важной тенденцией XXI века в области управления бизнесом растущее значение развивающихся рынков:

«Сегодня компании серьезно подходят к тому, чтобы становиться действительно глобальными. Как развивать лидеров, способных работать на самых разных рынках со все более требовательными акционерами, а также сотрудниками, клиентами и партнерами? Как создать систему, привлекательную для молодых талантов, требовательных к этической стороне бизнеса?

У научного сообщества есть интеллектуальный капитал, способный помочь компаниям справляться с трудными задачами, возникающими в результате глобализации, используя при этом ее возможности. Наша работа не столь глобальна, как хотелось бы. Слишком многие исследования основаны на опыте работы западных компаний.

Задача, стоящая перед лидерами, изменилась. Сегодня речь идет больше о создании обстановки, в которой творческие личности будут иметь и желание, и возможность творить, в соответствии с безграничными возможностями, которые открывает уже ближайшее будущее».

Ответственность бизнеса

По мнению Майкла Нортона, профессора маркетинга Harvard Business School, самой значительной тенденцией последнего десятилетия является быстрый рост числа компаний, которых волнует ответственность бизнеса перед обществом, и как результат - появление разнообразных способов проявления этой ответственности.

Начиная от «старых» моделей, когда копании и непосредственно давали деньги на благотворительность, и поощряли потребителей покупать товары, отчисляя определенный процент на благотворительные цели, и заканчивая более новыми способами, подразумевающими более широкое вовлечение потребителей.

Например, Refresh Project компании Pepsi. Вместо того чтобы отчислять на благотворительность, скажем, $0,05 с каждой проданной бутылки, Pepsi предлагает потребителям выбирать социально значимый проект - от очистки реки до спасения животных - и голосованием определить, куда компании нужно направить деньги.

В следующем десятилетии, надеюсь, корпорации продолжат подобную деятельность, и что более важно, продолжат вовлекать в нее потребителей. Последнее важно по двум причинам: во-первых, это увеличивает «отдачу» с каждого пожертвованного доллара, так как потребители действительно взаимодействуют с брендом, чтобы поддержать дело, которое считают важным.

Во-вторых, привлечение потребителей к благотворительным проектам на основе принципа «потребитель-потребителю» позволяет компаниям рассчитать окупаемость инвестиций в эту деятельность. Действительно ли клиенты, которых мы привлекаем к благотворительной работе, «платят» нам увеличением лояльности к бренду и улучшением репутации компании? Проверить можно с помощью простого эксперимента: послать некоторым потребителям благотворительные ваучеры и обычные купоны на скидку. Это позволит напрямую сравнить ROI благотворительных и традиционных маркетинговых акций и, надеюсь, сконцентрироваться именно на первых из них.

Финансовые проблемы

Ричард Вьетор, профессор Harvard Business School, отмечает, что в первое десятилетие XXI века в мировой экономике доминировали две тенденции. Первая - возникновение и сохранение огромной диспропорции внешнеторговых балансов. Огромный торговый дефицит наблюдается в США. С подобной проблемой столкнулись также Италия, Великобритания, Испания и Австралия. Объемы импорта в эти страны значительно превышают объемы экспорта. А сбережения значительно меньше, чем потребности в инвестициях. С другой стороны, в Китае, Японии, Саудовской Аравии и России наблюдается профицит. Это влияет на финансовые потоки, когда долги стран, имеющих дефицит, покупаются странами с профицитом. Последние сегодня владеют иностранными активами на несколько триллионов долларов.

С этим связана также проблема дефицита государственного бюджета, который испытывают США, Япония и большинство европейских стран. Ситуация значительно ухудшилась в 2000-е, из-за медленного роста японской экономики, масштабного снижения налогов в США и затратных социальных программ в Европе. Все это усугубляет нынешние финансовые проблемы.

К 2011 году этот дефицит стал огромным, что привело к долговому кризису в Греции, Ирландии, Испании и, возможно, в Португалии, дальнейшей стагнации в Японии, и росту проблем, с которыми столкнулась администрация президента Обамы.

Источник: HBS Working Knowledge
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Volga Angels 2018
7 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase