Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Сбербанк и Magna выиграли у Fiat борьбу за Opel

Архив rb.ru
Илья

Илья

Сбербанк, судя по всему, будет "спящим" акционером Opel

Сбербанк и Magna выиграли у Fiat борьбу за Opel

  Сбербанк получит 35% акций немецкой компании и станет одним из ключевых акционеров Opel. Но определять его стратегию будет канадский автопроизводитель Magna, которому, по условиям сделки, достанется 20%. Ключевым рынком для Opel должна стать Россия.

Всю прошлую неделю шли непростые переговоры немецких властей и General Motors (GM, продавец 100% акций Opel) с претендентами на ее подразделение, автопроизводителя Opel. Развязка наступила в ночь с пятницы на субботу, когда министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк сообщил, что в борьбе за Opel победила канадская Magna, выступающая в альянсе со Сбербанком.

Из рук в руки

По условиям рамочного соглашения, GM сохранит за собой 35% акций Opel, 10% останется у работников автоконцерна, Сбербанк получит 35%, а Magna - 20%. Magna завершит сделку в течение четырех-пяти недель, а предоплату за покупаемые бумаги в размере 300 млн евро внесет в ближайшее время. Всего Magna инвестирует в Opel около 500 млн евро. Сколько, когда и как заплатит Сбербанк, пока не уточняется.

GM сегодня должна подать заявление о банкротстве. Чтобы обезопасить активы немецкого автопроизводителя от возможных претензий кредиторов GM, 100% Opel временно переданы во вновь созданный траст. В него вошли по два представителя от GM и от правительства Германии, а председателем является глава офиса Американской торговой палаты во Франкфурте Фред Ирвин.

Максимальный срок работы траста - шесть месяцев. Когда сделка состоится и траст будет ликвидирован, держателем 35% акций Opel будет уже "обновленный GM", то есть GM, переживший банкротство, поясняют немецкие чиновники.

GM прогнозирует убыток Opel до налогов и процентных выплат в 2009 г. более $3 млрд, говорится в документе, разосланном потенциальным покупателям Opel/Vauxhall, продажи вырастут с $22 млрд до более $30 млрд к 2012 г.

Что хотела Fiat

Проигравшая схватку Fiat предлагала на базе собственных активов и активов GM Europe (Opel, Vauxhall и Saab) создать второго по величине после Volkswagen автопроизводителя в Европе с мощностями в 6 млн автомобилей в год. Но президент концерна Серджио Маркионне покинул Берлин в пятницу утром, заявив, что Fiat "сделала все, что могла" и улучшать свое предложение больше не намерена. По словам Маркионне, переговоры свелись к единственному вопросу: кто готов немедленно предоставить Opel кредит на 450 млн евро. Magna сразу заявила, что готова выделить эти деньги, если немецкое правительство предоставит гарантии на данную сумму. Fiat же повела себя более осторожно: поскольку компании не был предоставлен полный доступ к финансовой отчетности Opel, он решил не идти на "экстравагантные риски".

Немецкие профсоюзы выступали против продажи концерна итальянцам: Fiat собиралась сократить 10 тыс. рабочих. Из них большая часть придется на заводы в Германии, иные из которых могут быть закрыты, опасались немецкие чиновники и профсоюзы, хотя точные планы Fiat не раскрывала. Magna же может сократить в Германии 2600 рабочих, а по всей Европе - 11 тыс., но ни один из заводов в Германии не будет закрыт, объявили немецкие власти.

Зачем Opel нужен Magna

Покупая Opel, Magna и Сбербанк получат контроль над восемью производственными площадками в Германии, Бельгии, Польше, Испании и Великобритании.

Magna, собирающая до 125 тыс. машин в год под чужими брендами, давно мечтала обзавестись собственным автоконцерном. Два года назад она претендовала на Chrysler. Сегодняшнюю сделку Magna структурировала крайне выгодно для себя, отмечают аналитики: именно от Magna исходила инициатива покупки Opel, Magna будет руководить немецким автопроизводителем, но формально не будет владеть даже его блокпакетом.

Зачем Opel нужен Сбербанку

Сбербанк, хотя и станет крупнейшим владельцем Opel наряду с GM, не будет определять его стратегию и производственную политику. Эксперты, опрошенные "Коммерсантом", не понимают, зачем сделка нужна Сбербанку, который в Opel будет, скорее всего, "спящим акционером".

"Это очень хороший шанс для России - получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологий европейского производителя, - сказал президент Сбербанка Герман Греф в субботу в эфире программы "Вести". - Как банк мы заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода активов могла быть реструктурирована (отечественная) автомобильная отрасль".

Ключевым рынком для Opel должен стать российский: в перспективе Opel должен занять на нем рыночную долю в 20%, заявляют в Magna. Это означает увеличение доли на порядок: по итогам января-апреля 2009 г. Opel занял не более 3% рынка (фактические продажи - 15,5 тыс. машин). Magna надеется нарастить свою долю за счет партнерства с российской группой ГАЗ, которая может предоставить ей конвейер Горьковского автозавода по сборке легковых автомобилей (сейчас он выпускает седан Volga Siber, мощность - 160-180 тыс. машин в год). В группе ГАЗ подтверждают лишь готовность стать индустриальным партнером Magna, но от дальнейших комментариев отказываются.

Эксперты, опрошенные газетой "Ведомости", считают, что через несколько лет ГАЗ станет конечным получателем доли в Opel. Источники, близкие к консорциуму, не исключают такого сценария.

Пока же у ГАЗа денег на покупку Opel нет, и группа выступает как индустриальный партнер в альянсе. Компания готова предоставить площадку в Нижнем Новгороде для сборки Opel, сказала зампред правления автоконцерна Елена Матвеева.

Пока непонятно, как будет идти локализация производства Opel в России и насколько реален объем выпуска в 180 тыс. машин, потому что продать такой объем на падающем авторынке вряд ли реально, говорят аналитики, опрошенные "Коммерсантом". В любом случае для российской автоиндустрии, в первую очередь для группы ГАЗ, в этой сделке "больше плюсов, чем минусов", хотя бы потому, что производство легковых автомобилей ГАЗа станет наконец-то рентабельным.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сбербанк стал единоличным владельцем аэропорта в Горно-Алтайске
  2. 2 Консервативный или агрессивный
  3. 3 5 препятствий, которые не дают нам инвестировать
  4. 4 Мошенники, кризисы, нехватка знаний
  5. 5 (Не)страшные инвестиции: почему не нужно бояться инвестировать