Счетная палата устроила разбор полетов Минэкономразвитию

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

В кризисный 2009 год Минэкономразвития строило недостоверные прогнозы, бюджет расходовался неэффекти

Счетная палата отчитала Минэкономразвития: ведомство не обеспечило достоверного прогнозирования макроэкономических показателей в сложном 2009-м году. Кроме того, управление экономикой страны в кризис проходило в основном в "ручном режиме", пеняет Счетная палата.

Заместитель главы Счетной Палаты Валерий Горегляд рассказал сегодня об итогах проверки исполнения федерального бюджета за 2009 год. Больше всего досталось Минэкономразвитию, которое не смогло предоставить точные прогнозы макроэкономического состояния страны. "По ВВП отклонение прогноза составило 14,6% при допустимом значении не более 0,55, - цитирует Горегляда ИА "Финмаркет". - По инфляции отклонение составило 0,3% при допустимом значении 0, по реальным располагаемым доходам населения - 0,2% отклонение, а по инвестициям отклонение прогноза составило 30,8% пунктов при допустимом уровне 1,5%".

МЭР в прошлом году действительно пришлось не один раз менять свой прогноз падения российской экономики. Первоначально ведомство прогнозировало снижение этого показателя на 2,2%, однако уже в мае глава МЭР Эльвира Набиуллина заявила о прогнозе падения на 6-8%. В июне ее заместитель Андрей Клепач заявил, что если ВВП упадет в промежутке 6-8%, то это будет "героическим поступком". В конечном счете, согласно данным Росстата, такой подвиг совершить удалось: российский ВВП снизился в кризисный года на 7,9%, а инфляция выросла на 8,8%. Объем инвестиций сократился на 16,2%. В 2010 году ведомству приходится снова пересматривать свои прогнозы. Так, в 2010 году объем инвестиций вырастет лишь на 2,5%, хотя ведомство рассчитывала на лучший результат в этом году. Сельскохозяйственное производство должно было вырасти в этом году на 2,5%, рассчитывали в МЭР. Однако теперь там ожидают падения этого сектора на 8,7%. Виной всему - жара и засуха. Единственное, что пока неизменно - это рост ВВП в 2010 году на 4%. Однако год еще не окончен, и замминистра экономического развития Андрей Клепач на исключает замедления роста до 3,6-3,8%. В целом, Минэкономразвития считает, что вплоть до 2013 года не стоит ожидать роста экономики страны более чем на 4,5%, это предел. 

Начальник аналитического отдела ИК "Грандис Капитал" Денис Барабанов замечает, что макроэкономические прогнозы МЭР и Минфиина уже давно больше номинальные, чем, реальные, и на них нельзя ориентироваться. В течение года они меняют прогнозы два-три раза, и каждый раз находятся какие-то поводы для изменения - в 2008 году - резкий рост цен на нефть, в 2009 - кризис, в 2010 - засуха и жара, добавляет эксперт. "Однако это первый раз на моей памяти, когда на проблему прогнозов обратили внимание", - замечает он. По мнению Барабанова, ведомствам следует делать несколько вариантов прогнозов - оптимистичный, нейтральный и пессимистичный, учитывая различные риски.

"Ручной режим"

Счетная палата критикует МЭР за то, что управлять экономикой в 2009 году пришлось фактически "в ручном режиме". МЭР остановил разработку сводного доклада об основных направлениях деятельности правительства, в результате чего в 2008-2009-х годах многие статьи закона о федеральном бюджете либо вообще не выполнялись, либо исполнялись, но не в полном объеме. В кризисный год правительству пришлось в спешном порядке целых два раза вносить изменения в бюджет. Правительство не спешило принимать нормативно-правовые акты для исполнения бюджета России в 2009 году: большинство актов было принято уже во втором полугодии, в частности, в декабре - сразу десять актов, сообщил Горегляд. В первом полугодии бюджет страны исполнялся "в не адаптированной к социально-экономическим условиям нормативно-правовой базе", заметил Горегляд.

Государственной собственностью правительство управляло также неэффективно. Правда, "в этом плане 2009 год выбивается на фоне остальных лет", заметил Горегляд. К примеру, правительство разрешило госпредприятиям не выплачивать дивиденды, а направить эти средства на инвестиции. "Это было антикризисное решение, но в целом такая проблема в управлении госсобственностью есть и ее надо решать", - сказал заместитель Степашина.

Пополнение бюджета

Горегляд также констатировал неэффективное управление государственными финансами. Так, несмотря на то, что министерства имели все возможности для увеличения налоговых поступлений в бюджет, планы по доходам многих из них были не выполнены. Перевыполнили планы единицы, в частности, Минфин. Счетная палата также обращает внимание на рост кредиторской задолженности бюджетных организаций, которую срочно надо сокращать.

В ручном режиме российская экономика управляется уже давно, это не открытие 2009 года, замечает Денис Барабанов. Попытки правительства прогнозировать бюджет на большую перспективу - на 2020 и 2030 годы - провалились, поэтому, по его мнению, следует делать стратегию бюджетного планирования на три-пять лет. "Сейчас же Россия вступает в новый год с плавающими целями в экономике и с совершенно непрогнозируемым бюджетом", - замечает Барабанов.

Внешние заимствования

Объемы внешнего заимствования в прошлом году были сокращены на 31,2% по сравнению с 2008-м, однако они были использованы всего на 34,1% от общего объема, посчитали в контролирующем органе. Такое использование внешних заимствований явно неэффективно, делает вывод Счетная палата.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Игорь Андреев 07:13, 30.08.2010
    0
    у нас позорное экономразвитие, без прорывов в технике и роста ввп. А инновационное развитие (с прорывными изобретениями) заменено на инвестиционное (с откатами). МЭР зменяет бывший Госплан СССР, но у того функции были выше.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
AIOne
14 декабря 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase