Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Сегодня в соцсетях: Известные люди о гибели Березовского. ФОТО

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

Политики и предприниматели, писатели и адвокаты, кто что вспомнил об опальном олигархе

Сегодня в соцсетях: Известные люди о гибели Березовского. ФОТО
Смерть опального олигарха Бориса Березовского, который много лет жил в Лондоне и там же и умер, взорвала социальные сети. Это тема номер один последних дней. Что говорят и пишут по этому поводу известные и не очень личности?
 
Так, одним из первых о смерти Березовского написал его адвокат Александр Добровинский на своей странице в Facebook: "Только что позвонили из Лондона. Борис Абрамович Березовский покончил с собой… Сложный был человек. Жест отчаяния? Невозможность жить бедным? Серия ударов? Боюсь, что уже никто не узнает правды…
 
Еще о Березовском. Я никогда не был ни его адвокатом, ни другом. Мы были шапочно знакомы. Я думаю, что говорить гадости о покойном не стоит. Он был частью нашей истории, совсем близкой к нам… Ему, как и некоторым другим, сначала повезло, а потом фортуна отвернулась. Он был сложной фигурой, а что было просто в те годы? Не надо ругать, надо вспомнить то, что было, проанализировать и жить дальше. Для нас, наших близких и наших детей…".



Сергей Пархоменко также в FB вспоминает, кем для нас был товарищ Березовский: "Конечно, с уходом Березовского уходит целая эпоха. Это эпоха глобальных личностей. Мне кажется, очень точную формулировку он еще на рубеже 90-х и 2000-х мне подарил. Он сказал, посмотри, кто приходит к власти: это же тля, это серость. Титаны духа уходят. Нам остается снимать об этой эпохе фильмы, писать о ней книги и оставить себе какие-то воспоминания, что мы тоже в ней жили".

Елена Мясникова пишет в Facebook: "Я хотела взять "желтое" интервью у БАБа, чтобы он впервые показал миру свою молодую жену Леночку и их маленького ребенка, которых шифровал. Мне помогли договориться, и в день интервью я должна была с утра, в 10-11, уточнить час интервью (предположительно между двумя и четырьмя часами). Звоню с 10-30, "абонент не отвечает". Звоню до двух каждые 15 минут. "абонент не отвечает". Бешусь. Во второй половине дня БАБ отвечает, извиняется, говорит, что по срочному делу летит в Швейцарию, я могу лететь с ним (прямо почти щас), или завтра, он самолет за мной пришлет. Ну, или кода он вернется, через неделю примерно. Я оказываюсь от самолета (неприлично), говорю "через неделю". И бешусь-бешусь. Вечером слышу по радио: Борис Березовский утром упал со снегохода. Перелом позвоночника, операция в Швейцарии. То есть это он со сломанной спиной из больницы разговаривал со мной и искал приемлемые для меня варианты. И ни слова, ни стона. А я кобенилась, мне так неудобно, и во столько-то не подходит, и вообще вы мне день сломали. Ну, день - не позвоночник. А интервью сделала все же через неделю. Двойное, с Леночкой, и с детками. Первое "личное" интервью".


 
В эфире телеканала "Дождь" в программе "Здесь и сейчас" Михаил Козырев вспомнил, каким ему запомнился погибший: "Я долгие годы знал Бориса Абрамовича, я много лет строил радиостанции под его руководством и в холдинге, который он сделал тогда вместе с Рупертом Мердоком. Мое отношение к нему очень личное и субъективное.
 
Сейчас я думаю о том, какая невероятная ирония судьбы в том, что именно мне приходится сейчас в прямом эфире телеканала "Дождь" рассказывать вам о смерти человека, которого я знал лично, с которым последний раз общался буквально несколько недель назад. Мы были в Лондоне, и каждый раз, когда я туда приезжал, мы старались с ним увидеться. Он был невероятно гостеприимным человеком. Он обожал строить вокруг себя дикие компании, открывать свой дом нараспашку, стимулировать каких-то творческих людей, собирать их вокруг себя. Мы помним премию "Триумф", которая отмечала год за годом самых ярких и талантливых безоговорочных авторитетов в нашей культуре. Я делал под его руководством радиостанцию "Наше радио", радиостанцию "Ультра", "Best FM".
 
Мало кто из тех людей, которые влюблены в русскую музыку, могут связать ее каким-то образом с тем, что Березовский на нее тоже повлиял, дав моей команде карт-бланш делать то, что мы считаем нужным. Все фестивали "Нашествие", все то, что мы делали в эти годы, — это его заслуга, потому что он был точно так же влюблен в эту музыку, как и мы, и получал огромное удовольствие от того, что мы делаем. Это не было для него коммерческим проектом, это было для него подвижничеством.
 
Я разговаривал с ним несколько часов в Лондоне несколько раз по телефону. Он был в состоянии абсолютно подавленном. Это человек-ураган, он никогда в самые тяжелые минуты, в самые сложные моменты не унывал. Он был человеком придумывания и действия. Я любил повторять, что вокруг него воздух сворачивается в упругие канаты. Такая у него была энергетика. С ним всегда было интересно. Конечно, авантюрист. Конечно, риск был его коньком.
 
Последний раз, когда я с ним разговаривал, я был потрясен: настолько, как будто жизнь его оставила уже в этот момент. Он вдруг неожиданно расстался с надеждой, что он когда бы то ни было увидит родину, которую он очень любил, и не мог никак себе простить, что он участвовал в таком повороте ее судьбы. Он все время жил надеждой, что он вернется, что настанет время, он сможет приехать, сможет здесь жить. Он задавал мне такие смешные вопросы, как "А какие рестораны открылись на Патриарших прудах, когда идешь с Малой Бронной до Садового кольца?", "Есть ли ощущение, что люди уезжают скопом, или все-таки они остаются?". Он сказал, мне кажется, что я никогда не вернусь. Именно такая формулировка была для него удручающей, лишающей его сил.
 
Он очень горько говорил о том, что "все люди, которые что-то могли сделать и обладали для этого средствами, все встроились в систему, все заняли те позы, которые им уготованы, и никто не пискнет. И только два человека в эту систему не встроились — Ходорковский и я". На что я ему, конечно, возражал: "Это две немножко разных судьбы. Вы-то здесь в Лондоне, а Ходорковский там, в тюрьме". Он говорил, конечно, но это два человека из всей той генерации людей, которые стремительно разбогатели и старались каким-то образом изменить судьбу страны к лучшему, только два человека не встроились в ту систему, которая существует сейчас.
 
Безнадежность его нынешнего состояния, конечно, повлекла за собой депрессию вполне клиническую, полномасштабную. Я его спрашивал, как он лечится, он говорил, что он со многими консультировался и ездил в Израиль, лежал в клинике, и ничего не помогает. Он остался очень одинок, потому что катастрофа не приходит одна. Все вокруг тут же предъявили ему счет, включая самых близких людей. Я не могу найти аргументы, чтобы каким-то образом ему помочь. Когда у меня бывали такие минуты, когда бизнес, которым я управлял, был в кризисе, мне было сложно, он всегда находил нужные слова, всегда помогал. А я в тот момент, гуляя по холодному Лондону с сотовым телефоном в руке, час за часом разговаривал с ним и не мог найти нужные слова, чтобы каким-то образом вселить в него надежду".
 
Александр Архангельский написал в своем "Живом Журнале": "Умер Борис Березовский. Что бы мы про него ни думали (а в день смерти либо хорошо, либо никак), он был ключевой фигурой ушедшей эпохи. Эпохи исторической, авантюрной, смелой, подлой, масштабной, мелочной и безоглядной. Про таких людей при жизни говорят раздраженно, а после смерти пишут книги и снимают кино. Грандиозный плутовской роман окончен".

Ксения Басилашвили вспомнила, как брала у него интервью для "Эха Москвы": "Очень худой. Кожаные черные брюки, черная водолазка. Гладко причесан, одеколон. Сильный взгляд привлекает и держит на расстоянии. Притяжение невероятное. Не отпускает и отталкивает одновременно.
 
Березовский вышел из прокуратуры и тут же окружен журналистами. А у меня, тогда корреспондентки "Эха Москвы", задание взять у него эксклюзивное интервью. Без особой надежды кричу свою просьбу через головы коллег. Быстро смотрит в мою сторону и вновь весь в деле. И вот идет к черной машине, рядом адвокат, и уже садится рядом с БАБом сзади. Но Борис Абрамович резко обернулся: "Вам нужно интервью? Садитесь". И попросил адвоката пересесть в другую машину.
 
Интервью состоялось. Но честно скажу, сидеть рядом с Березовским было тяжело. Князь. Так и ощущала.
 
Кортеж довез нас до особняка на Пятницкой. А я еще удивилась, что так быстро, без пробок. Резко вышел, стремительный, хлопнул дверью, рванул к дому. Я в центре чужого двора, вокруг охрана. Растерялась.
 
А он вдруг обернулся, посмотрел внимательно: "Я дам вам машину, она довезет вас до редакции".
 
Меня поразило тогда, всесильный Березовский позаботился о неизвестном молодом журналисте, подумал о машине, и это когда решалась судьба. Мелочь будто бы, но она говорит о человеке. Всегда помню об этом маленьком частном эпизоде. И с той поры о Березовском есть личное эмоциональное мнение.
 
Князь. Власть. Но мог быть милосердным".
 
Борис Немцов вспомнил несколько историй про Березовского: "Очень неординарный и яркий человек, идеолог олигархического капитализма, который привел к власти Путина как деньгами, так и огромной медиа поддержкой. Яркие люди бывают со знаком плюс, а бывают и отрицательными героями. Для меня Борис Абрамович скорее герой отрицательный. Вот три истории с ним связанные:
 
1. После победы Путина ко мне в Думе зашел Борис Абрамович (он был тогда депутатом от Карачаево Черкесии, а я руководителем фракции СПС в Думе. "Ой, какая скука наступила", - говорит Березовский. - "Володю выбрали, все схвачено, не знаю чем заняться. Может мечеть в Карачаево Черкесии построить?" Я ему отвечаю: "Боря, скучать не придется. Он тебе твою поддержку не простит никогда". Березовский засмеялся, сказал, что я ничего в жизни не понимаю и ушел. Скучно ему не было до последнего дня.
 
2. 1997 год. Березовский приходит ко мне в кабинет в Белый Дом (я тогда был вице премьером и министром топлива и энергетики) и сообщает, что "Черномырдин (тогда Премьер министр и Вяхирев ( тогда Председатель Правления Газпрома) решил, что я-Березовский возглавлю Совет Директоров Газпрома". Я не верю своим ушам. Звоню Черномырдину и Вяхиреву. Они подтверждают, хотя и нехотя. Я говорю: "Только через мой труп". Он: "я тебя уничтожу. Весь Первый канал ТВ. все медиа ресурсы, все связи брошу, чтоб тебя не стало". И ведь многого добился Борис Абрамович...
 
3. 1997 год. Март. Ко мне в Нижний приезжает Березовский ( я тогда работал губернатором) и говорит, что он решил назначить меня Первым вице премьером. Я ему: "Боря, а ты кто собственно такой, чтоб меня назначать?" Он: "Борис, не валяй дурака. Ты ж знаешь, кто всем рулит". Звонит Валентин Юмашев (тогда руководитель Администрации Президента) и сообщает, что ко мне едет дочь Президента Татьяна с важным предложением. Березовский все слышит и спрашивает меня, где черный выход. Я предлагаю Борису остаться и пообщаться с Татьяной. Он исчезает. Входит Татьяна, и я рассказываю ей про визит Березовского. Видели бы Вы ее лицо.... Она возмущенно кричала, что этот черт Березовский подслушал разговор о моем назначении, сел в самолет и полетел в Нижний. А она поехала на машине..."


 
Владимир Жириновский на "Эхо Москвы" рассказал о том, что в январе общался с Борисом Абрамовичем на море и предлагал ему организовать кампанию по его возвращению в Россию, чего он очень бы хотел: "Я сделал ему предложение начать кампанию по возвращению его в Россию. Он очень охотно откликнулся и поделился со мной своим мнением, что ему очень хочется вернуться в Россию. Очень хочется, и он готов был вернуться в Россию на любых условиях. Он обещал закрыть дело Литвиненко (видимо, у него был вариант, по которому в случае его возвращения в Россию он там сделает такие шаги, что это дело будет закрыто). В этом я видел плюс для России, что прекратят обвинять, что кто-то с российской стороны повинен в гибели Литвиненко.
 
И он очень хотел. Он очень хотел и был в подавленном состоянии. Я это видел. Потом он так поднимал воротник своего плаща (или это какая-то куртка была на нем), очень такой внешне он был уже, ну, в угнетенном состоянии, в очень угнетенном. Глаза поблекшие. Видимо, он чувствовал вот такое вот состояние, что ничего не получается там. И он мне сказал такую вещь, которая меня очень тронула, что, ну, он чуть не плачет, когда смотрит российские каналы из Москвы — там, Первый канал, второй и так далее, то, что именно из Москвы идет.
 
То есть, видимо, усталость находиться там уже столько времени, почти 13 лет. И он разочаровался, видимо, в Лондоне, в Британии. И все-таки тяга возвращения на родину — она пересилила все его возможные обиды. И, конечно, он хотел вернуться".
 
Депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов: "Личность демоническая и знаковая для всей ельцинско-путинской эпохи. История уже расставила здесь политические плюсы и минусы. В человеческом плане судить не будем… Пошли слухи, что он покончил жизнь самоубийством. Проигрыш судебного процесса Абрамовичу в Лондоне разорил его. Но это уже о другом...
 
В любом случае, смерть Березовского — это знаковое событие для всей российской политической системы. Березовский не раз угрожал КПРФ, требовал запретить, предрекал партии и коммунистам конец. Но… Насколько долго политически переживут Березовского его изобретения — "феномен Путина" и "Единая Россия" сегодня мало кто возьмется предсказывать. В любом случае умер демиург нынешней властной системы в России".
 
Руководитель общественной организации "Преображение", автор биографии Бориса Березовского Алексей Вишняк заявил: "Березовский очень трепетно относился к своему здоровью, своей безопасности, и разговоры о том, что он покончил жизнь самоубийством, всем близким людям и тем, кто его знает, в общем-то смешны. Версия о том, что у него было несколько сердечных приступов, — необоснованная версия по той простой причине, что Березовский очень следил за своим здоровьем, круглосуточно на связи при нем всегда был врач. И не один. Мы как-то с ним сидели в его поместье, пили вино… Это был час ночи, четыре года назад. У него заколол правый бок, он страшно заволновался, набрал телефонный номер и где-то минут через двадцать приехала целая бригада врачей и его обследовала. То есть это не тот человек, который может сидеть в ванной, хвататься за сердце и ждать, когда оно отойдет".
 
Не обошлось и без нехороших слов.
 
Так, депутат Госдумы Александр Хинштейн написал в Twitter: "Не хочется злословить после смерти, но примерно такой исход я Березовскому предрекал. Ни друзей, ни любви, ни профессии, ни денег. Ни Родины".
 
Ксения Собчак также в Twitter: "Интересно, кто первым напишет, что Березовского убили спецслужбы и "кровавый режим"?!".

Михаил Делягин написал, что с именем Березовского связаны жуткие страницы нашей истории. Во второй половине 90-х он был тогдашним Распутиным и, управляя "семьей" Ельцина наряду с Чубайсом, в значительной степени определял происходящее в стране. Они, насколько могу судить, и привели к власти Путина. "Семибанкирщина" была уже "вторым эшелоном".
 
Березовский был исключительно умным человеком, заслуженно стал член-корром АН СССР (правда, уже в 1989 году). Авантюрность, алчность, беспринципность и суетливость позволили ему фактически захватить власть и не дали ее удержать.
 
"Но главное — я даже не испытываю никаких чувств по отношению к нему. Эта грязная страница нашей истории была перевернута давно и не вызывает никаких чувств, кроме омерзения. Посмотрим: может, сатана не примет его в ад и отправит в Росcию — чтобы помучился по-настоящему", - написал политолог.
 
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов РИА Новости: "Я человек, который воспитан на православной культуре и русских традициях. В соответствии с нашими традициями о покойнике или хорошо (говорят), или ничего. Хороших слов и высоких оценок у меня для Березовского нет".
 
Юрий Лужков: "Для страны Березовский сыграл самую негативную роль. Он несет ответственность за формирование в России олигархического корпуса, за ошибки, допущенные в Чеченской войне, за разложение СМИ, которые под его влиянием стали политизированными и подчиненными либо власти, либо олигархам. Мне Березовский сделал все, что мог. Но я бы не хотел распространяться по этому поводу, сводить личные счеты, так как речь идет о покойнике. Могу только повторить, что ничего хорошего он своей бурной деятельностью ни в России, ни когда уехал из страны, не сделал. Желания встречаться с таким человеком, про которого даже нельзя сказать "Господь с ним!", так как Господь его не примет, у меня никогда не было".
 
Промолчали по поводу Березовского Путин с Медведевым. На странице в Facebook последнего только фотографии из вертолета, да отчет о встрече с председателем КНР.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter