Семейный подход

Расскажите друзьям

Работодателям необходимо готовиться к тому, что их сотрудники оказываются родителями


В столице - всплеск рождаемости, но вряд ли работодатели готовы к тому, что беби-бум неминуемо повлияет на взаимоотношения работодателя и сотрудника, отмечает Юна Скобликова, директор консалтинговой компании Green Street. "Зачастую корпоративная политика в этой сфере ограничивается регламентацией ухода в декретный отпуск, мало кто задумывается, что по его окончании проблема не решается", - говорит она.

"Забота о персонале - одна из ключевых задач компании, однако решать вопрос, с кем оставлять маленького ребенка, должны сами родители", - уверен Сергей Дерябин, директор по персоналу Росбанка. Наталья Туркулец, партнер по работе с персоналом нефтяного концерна Shell в России, добавляет: "Компании часто помогают сотрудникам организовывать свой быт. Например, прямо в офис приезжает врач или приходит массажист. Но проблемы, связанные с детьми, - это личное дело сотрудника. Он должен решать их сам".

Бытовой форс-мажор
 
Однако ситуации бывают разные. Например, болезнь няни. "В нашей компании нет никакой специальной политики в отношении сотрудников с детьми, - говорит Екатерина Ширяева, HR-директор консалтингово-аудиторской компании Deloitte в СНГ. "А внезапно заболевшая няня - это одна из множества непредвиденных жизненных ситуаций, практически то же самое, что прорвавший кран". "Обычно все проблемы, связанные с детьми, разрешаются на основе договоренностей с непосредственным руководителем", - говорит Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала кадровой компании Manpower CIS.

По закону молодая мама может взять больничный, если у нее заболел ребенок. Но если заболела няня ребенка и его не с кем оставить дома, то молодые родители оказываются в трудной ситуации. "Компания пойдет на разумные уступки, позволив сотруднице пропустить два дня без больничного листа и за это время решить свои проблемы. Но если ей нужно больше времени, то ей придется брать отпуск", - говорит Туркулец. "В экстренных ситуациях сотрудник может просто уйти с работы или пропустить один или несколько дней. Это может быть оформлено как отпуск без сохранения зарплаты, часть очередного оплачиваемого отпуска или оплачиваемые дни с последующей отработкой", - соглашается с ней Екатерина Успенская, директор по работе с персоналом страховой компании "Альфастрахование".

Подобный подход применяется и в Росбанке. "Какая бы неожиданная бытовая ситуация ни произошла, сотруднику необходимо как можно быстрее предупредить непосредственного начальника о том, что он не придет на работу, а позднее - оформить этот день как проведенный в оплачиваемом отпуске", - рассказывает Дерябин.

Прогул по закону

В Межпромбанке с 1999 г. существует правило: каждый может пять дней в году отсутствовать на рабочем месте - без объяснения причин и без предоставления каких-либо документов. "Официально эти дни введены для того, чтобы работник, почувствовавший недомогание, мог остаться на один день дома, чтобы предупредить развитие болезни", - поясняет Наталья Сергованцева, начальник управления по работе с персоналом Межпромбанка. Эти свободные дни позволяют сотруднику уладить и личные проблемы, добавляет она. По оценке Сергованцевой, практически весь персонал банка пользуется своим правом. Но не злоупотребляют: 90% сотрудников используют лишь один день из пяти. И это при том, что неиспользованные дни сгорают. Случаев превышения лимита в банке не помнят. Впрочем, за это не наказывают и не штрафуют - просто оформляется отпуск, говорит Сергованцева.

Рабочая атмосфера

Но может ли женщина привести в офис ребенка, если работа не ждет, а малыша не с кем оставить? "В советские времена на крупных предприятиях были детские комнаты, где мама могла оставить ребенка. Но, насколько я знаю, сейчас почти нигде таких специальных комнат нет", - говорит Елена Денисова, гендиректор винодельческой компании Chateau le Grand Vostock. По ее мнению, детские комнаты целесообразно создавать скорее в крупных компаниях, чем в средних и маленьких. "У нас небольшая компания с маленьким количеством сотрудников. Такая комната будет все равно пустовать", - объясняет Денисова. Она добавляет, что ей легче разрешить молодой маме остаться на 2-3 дня дома с ребенком, чем создавать необходимые условия для присутствия ребенка на рабочем месте. "Ребенку лучше вообще не видеть маму на работе. Она ведь совершенно другая, чем дома, и к тому же не может уделять ему внимания", - добавляет она.

Но большинство компаний подходят к этой проблеме еще прозаичнее. Они считают, что работа есть работа и детям в офисе делать нечего. "У нас ребенка в офис не приводят", - говорит Ольга Абрамова, HR-директор компании Toyota Motor. А Наталья Туркулец добавляет, что детей приводят в офис только в исключительных случаях и это бывает крайне редко. "Они тихо сидят и играют в компьютер или рисуют. Мы не можем допустить, чтобы они мешали работе сотрудников", - говорит она.

Ясли в офис

В ближайшие годы ситуация, возможно, изменится, утверждают эксперты. "По нашим наблюдениям, в последний год спрос на квалифицированных сотрудников стал стабильно превышать предложение", - говорит Инесса Цыпкина из Manpower CIS. По ее словам, еще два года назад рекрутерам было сложно "предлагать" работодателям молодых мам, вышедших после декретного отпуска. Сейчас компании охотно нанимают молодых женщин с маленькими детьми, если у родительницы высокая квалификация. "Со временем работодателям придется задуматься о создании нормальных условий труда для квалифицированных сотрудниц с маленькими детьми, потому что это повысит их производительность труда и позволит удерживать их на работе", - объясняет Цыпкина. Возможно, компании начнут с введения дополнительных социальных льгот для молодых родителей, например таких, как возможность пропустить определенное количество дней из-за проблем, связанных с детьми, или помощь в поиске няни, добавляет она.

А Скобликова из Green Street указывает на опыт японских корпораций, где созданы все условия, чтобы человека ничего не отвлекало от работы: "Там есть ясли, детские сады и даже школы". Такие примеры уже есть и в России. Согласно обзору заработных плат и компенсаций международной компании Ernst & Young за 2005 г., в одной из 85 московских компаний-участников уже есть приофисный детский сад. Он бесплатный, но, как пояснили "Ведомостям", его могут посещать дети не младше двух лет, родители которых - менеджеры высшего звена.

Анастасия Дагаева, Мария Подцероб

Опубликовано в газете "Ведомости" 12 января 2006 года


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase